Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты. Феномен смерти: табуирование и дефиниция. Проблемы жизни и смерти. Исторические типы социальной жизни. Основные структурные элементы социальной связи. Характер социальных действий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты
  • 1.1 Феномен смерти: табуирование и дефиниция
  • 1.2 Проблемы жизни и смерти
  • Глава 2. Социальная жизнь
  • 2.1 Исторические типы социальной жизни
  • 2.2 Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном, нравственном аспектах, его развития и предназначения, его будущего - это, пожалуй, самая основная из всех, которые когда-либо встревали перед человечеством на протяжении тысячелетий его истории.

Проблема человека вновь и вновь возникает как общечеловеческая на разных этапах истории. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная триада настоящего и будущего.

Бесконечные мифы и легенды, религиозные учения и философские системы, разные предположения и фантастические грёзы, утопии и антиутопии порождены человеком в попытках найти ответ на эти мучительные вопросы, познать себя, своё предназначение и свою судьбу. Тема моей работы актуальна, так как, в современных дискуссиях, касающихся проблемы человека, чрезвычайно много внимания уделяется вопросу о том, что в ходе развёртывания научно-технической революции необычайно увеличивается количество факторов, которые способствуют биологической дезадаптации человека, угрожающей его будущему. Здесь имеются в виду не только физические, но и психологические факторы (стрессы).

В сущности, говоря, человек в своей жизни все ближе подходит к смерти. Проблема человека - его положения в современном мире и его будущего, его развития и индивидуальной судьбы как личности, его активного и всё усиливающегося влияния на окружающую среду и вместе с тем прогрессирующей зависимости от неё - стала сегодня, прежде всего насущной общественной проблемой, затрагивающей жизненные основы человечества.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Степень научной разработанности. Осмыслением проблем смерти человека активно осуществлялось в работах, Р.К. Баландрини "Жизнь, смерть, бессмертие?", С. Белорусова, Психология страха смерти. В дальнейшем подобные идеи получили продолжения во взглядах А.А. Баканова Жизнь и смерть в зеркале души, Арьеса Ф. Человек перед лицом смерти, Шульга Е.Н. Идея смерти в миропонимании русского народа, и многие другие.

Цель работы, определить взаимосвязь жизни и смерти: как социальная жизнь влияет на смерть.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить значение смерти для человека

2. Определить проблемы смерти и жизни

3. Проанализировать типы социальной жизни

4. Выявить социальные связи, социальные действия и взаимодействия.

Объектом данной работы является жизнь и смерть человека.

Предметом - человек в социальной жизни.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты

1.1 Феномен смерти: табуирование и дефиниция

Феномен смерти, несмотря на непосредственную связь с общественным поведением, социологией исследуется не очень активно и даже производит впечатление "табуированного". "Разрешенные" сюжеты здесь - исследования самоубийств [1.С. 528]. Среди отечественных социологических исследований удалось найти только публикацию И. Лавриковой "Молодежь: отношение к смерти" [12.С. 134-136]. Обычно "отраслевые" направления в социологии называют по наименованию той сферы, поведение людей в которой, или по отношению к которой, изучается. По аналогии, учитывая актуальность и значимость темы, логично было бы создать концепцию по изучению поведения людей, связанного с феноменом смерти.

Нормативы смерти: отдельные группы людей, общество в целом, вольно или невольно, устанавливают, принимают по умолчанию определённые "нормативы смерти". Например, казнь невиновного человека в результате судебной ошибки, обнаруживающаяся раз в несколько лет, вызывает бурю негодования и требование запрета. Однако ежедневная гибель сотен и тысяч людей в результате дорожно-транспортных происшествий не провоцирует никакого возмущения и уж тем более не вызывает требований запретить автомобили как таковые.

Естественно, нормативы смерти имеют исторический характер. Например, если сейчас какого-то человека загрызёт хищник, то это вызовет ужас и станет "хорошим информационным поводом", но люди, регулярно умирающие от удара электрического тока, не вызывают никаких эмоций, и эти смерти не являются "резонансными". Тогда как в историческом измерении не так давно гибель от хищника была "рутинной", а смерть от молнии - кошмаром.

Нормативы смерти можно классифицировать по основанию качественного и количественного измерения.

Война - это убийство, декларируемое в "коллективных интересах". Здесь нет конкретных нормативов, но в качестве такового выступает неявный "качественный" императив в отношении убийства солдат противника: "чем больше, тем лучше". То же можно сказать о такой разновидности групповых конфликтов как терроризм.

Процент убийств в результате уголовных преступлений и смертных казней уже подсчитывается и изучается с "нормативной точки зрения". Также ведётся подсчёт кончин в результате "непреднамеренных смертей", наступающих в результате потребления табака, алкоголя, наркотиков, ожирения, автомобильных и иных катастроф, гибели от травм на производстве.

Вероятно, уровень социального развития и тип сообщества могут быть описаны, в том числе, по этим статданным.

Страх смерти как детерминация некоторых форм группового поведения. Отдельные нормативы смерти люди пытаются установить в животной и растительной природе. Например, некоторые люди выступают против убиения бродячих собак и за создание для них питомников.

При этом предполагается, что в этих питомниках собак будут кормить. Основу этого корма составят продукты, выработанные из других убитых животных (коров, свиней). То есть, в ряде общественных групп существуют нормативы: "Корову убивать нужно, собаку (кошку и т.д.) убивать нельзя", "Корову нужно убивать, чтобы кормить собаку". Подобная избирательность и, казалось бы, странная алогичность, позволяет предположить, что "здесь не всё чисто". Одиннадцать глубинных интервью, проведённых автором, позволяют предположить, что у такого рода "защитников животных" имеет место частичное нарушение механизмов видовой идентификации по типу того, какое наблюдается в тотемизме. Эти люди бессознательно, в той или иной мере, отождествляют себя с "тотемным животным" (например, с собакой). Потому "собаку убивать нельзя, а корову надо убивать и кормить ею собаку" [1.С. 405].

Весьма характерно, что лица, активно выступающие против умерщвления бродячих собак, как правило, не выступают так же активно за помощь, например, бездомным детям.

Выступая за неприкосновенность "тотемного животного", человек бессознательно защищает собственную жизнь и это, в конечном счёте, всего лишь одна из форм проявления страха смерти. Таким образом, есть некоторые основания предполагать, что "любовь" к "бесполезным" квартирным животным типа кошек и собак это всего лишь форма проявления "тотемизированного" страха смерти. Возможно, чем выше страх смерти, тем сильнее "любовь" к указанным животным.

Вегетарианцы ведут себя несколько более последовательно. Они в полной мере отрицают возможность убийства любого животного, но не любого живого существа. Пользуясь метафорой вегетарианцев, мясной суп - это отвар из трупов. Но они, тем не менее, потребляют в пищу живые организмы в виде, например, моркови, свеклы, лука, капусты и т.д. То есть их норматив ограничения смерти касается только части живого мира. Ведь, к слову сказать, если бы морковь или лук "оставили в живых", они росли бы дальше и дали семя для следующих поколений. Вегетарианцы также склонны потреблять собственно семя растений, лишая их будущей жизни. Зерна злаков, риса, миндаль, орехи и т.п. - это всего лишь половые клетки растений, которых "убивают" для приготовления еды или "едят живыми".

Если быть до конца последовательными, то вегетарианцы должны были бы выступать за разработку методов фотосинтеза человеческим организмом - тогда человек получал бы энергию солнца "напрямую", минуя посредников в лице "безжалостно поедаемых" животных и растений.

Детерминация вегетарианства, скорее всего, не в абстрактном гуманизме по отношению к животным. Интервью с убеждёнными вегетарианцами, проведённые в разные годы, дают основания предполагать, что основу их поведе...

Другие файлы:

Социальные группы и социальные общности
Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальны...

Социальные технологии в социальной работе: понятие, сущность
Социальные технологии и их специфика в социальной работе. Воздействие на социальный объект. Технологии стратегического (долгосрочного) проектирования...

Браки с гражданами иностраных госyдарств
Социология - (лат. Socio - обществао; logos - учение, слово) - (учение об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом о функциониро...

Социальные нормы и социальные отклонения в социальной работе
Социальные нормы как официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения. Что такое...

Социальные программы и социальные проекты
Социальные права как особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства, общая характеристика. Знакомство с функциями социальной п...