Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социально-ответственная деятельность коммерческих организаций

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Теоретическое исследование вопросов социальной ответственности коммерческих организаций в контексте решения социальных проблем. Исследование практики социальной деятельности новосибирских предприятий и разработка рекомендаций по ее активации и развитию.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

45

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Эволюция отношения бизнеса к социальной ответственности

1.2 Содержание социально ответственной деятельности коммерческих организаций

1.3 Социальное инвестирование как прогрессивное направление деятельности коммерческих организаций, направленной на решение социальных проблем

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Обоснование методики исследования, характеристика и оценка социально ответственной деятельности новосибирских компаний

2.2 Рекомендации по развитию социально ответственной деятельности новосибирских компаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что бизнес -- институт, который появился в результате общественного развития, поэтому организации, занимающиеся бизнесом, по идее должны нести некую ответственность перед социумом, соответствуя определенным общественным ожиданиям. Однако контекст и содержание этой ответственности остаются предметов споров, как научных, так и практических.

В настоящее время в самом общем смысле под корпоративной социальной ответственностью понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Однако до сих пор корректное определение термина корпоративная социальная ответственность является сложной задачей.

В российском обществе, причем практически на всех его уровнях, по-прежнему не утихают споры о роли и месте социальной ответственности бизнеса. Предметом данных споров становится как трактовка самого этого термина, так и способы ее практической реализации. Взгляды на проблему поляризуются, как правило, пропорционально материальному достатку участников дискуссий.

В последние несколько лет российские компании переосмысливают свою роль в обществе, все чаще бизнес говорит о социальном партнерстве и социальных инвестициях, в повседневный обиход уже прочно вошло такое выражение, как корпоративная социальная ответственность. Идея социального вклада в устойчивое развитие общества как необходимого компонента корпоративной культуры и отличительной черты цивилизованного ведения бизнеса активно поддерживается большей частью бизнес-сообщества и государственными структурами.

Постепенно и в обществе меняется подход к благотворительности, от иждивенческой и пассивной позиции к активному и партнерскому участию всех заинтересованных сторон - граждан, власти и бизнеса. Сейчас, когда в стране накопился целый комплекс нерешенных социальных проблем и когда сам бизнес нуждается в более активной легитимации со стороны общества и власти, социальные инициативы бизнеса могли бы стать особенно актуальными и позитивно воспринимаемыми.

Сегодня в России отсутствуют общепринятые стандарты и модели социальной ответственности бизнеса, что обуславливает высокую вариативность корпоративных форм социальной активности. Данное обстоятельство заставляет предпринимать все новые шаги в направлении научного осмысления социальной ответственности бизнеса, учитывая, что большинство отечественных исследований характеризуются рядом особенностей. Во-первых, объектом исследования в первую очередь становятся крупнейшие компании, действующие на международных рынках и/или выходящие на рынки капитала. Во-вторых, нередко эксперты стремятся «наложить» принятые на Западе аналитические схемы на российскую действительность, не сообразуясь с существующими реалиями. В-третьих, практически отсутствует информация о том, каким образом политика социальной ответственности интегрируется в общую бизнес-стратегию компаний, а имеющаяся информация носит разрозненный характер и труднодоступна для исследователей.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы связана с необходимостью дальнейшего обоснования теоретических и методологических возможностей использования концепции социальной ответственности в целях объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества для решения ключевых социально-экономических проблем страны и устойчивого развития российских компаний.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема корпоративной социальной ответственности разрабатывалась в работах большого количества исследователей. Так, среди авторов фундаментальных работ в данной области можно выделить следующих: Роберт Оуэн (один из основоположников концепции, социалист-утопист); Эдвард Лейтон (исследовал истоки зарождения концепции корпоративной социальной ответственности); Даниэль Легран (развил идеи Роберта Оуэна о необходимости государственного регламентирования социальной ответственности); Эндрю Карнеги (автор принципа «служения», согласно которому у корпорации должны быть цели, которые не имеют прямого отношения к первоочередной задаче компании - получение прибыли); Роберт Вуд (внес существенный вклад в развитие концепции социальной ответственности, признав многослойность внешнего окружения компании (потребители, местные общины, держатели акций, сотрудники, констатировал косвенное влияние общества на деятельность организации); Милтон Фридман, Фридрих Хайек (основные представители нового консерватизма, которые были противниками модели корпоративной социальной ответственности, так как концепция противоречит функционированию свободного рынка, где основной целью игроков является прирост прибыли); Чарльз Тейлор (исследовал корпоративное гражданство, которое, по его мнению, должно стать опорой для развития прав общества через политиков или иные организации, ставящих своей целью улучшение жизни); Крейг Смит (по его мнению, корпоративное гражданство представляет собой осознанную деятельность компании по созданию дополнительных ценностей для общества в процессе осуществления ежедневной деловой практики ).

Основы современного подхода к социальной ответственности заложил американский экономист Ховард Боуэн в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена». Другой известный исследователь Симпсон Сьюзан предложила новую трактовку этапов развития социальной ответственности бизнеса в США и Западной Европе.

В рамках современных исследователей социальной ответственности следует особо отметить объединения предпринимателей, целью которых является изучение концепции и ее влияние на деятельность самой компании, ее взаимоотношения с внешним окружением. В Великобритании существует объединение предпринимателей по вопросам социальной политики организаций the London Benchmarking Group. Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции корпоративной социальной ответственности называется Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность). В России большинство исследований в области корпоративной социальной ответственности проводится Ассоциацией менеджеров России, представляющей сообщество топ-менеджеров ведущих российских и международных компаний.

Среди отечественных трудов, вышедших в последнее время и посвященных исследованию различных аспектов проблемы социальной ответственности, можно выделить работы Благова Ю.Е., Волгина Н.А., Егоровой В.К., Литовченко С.Е., Ивановой Е.А., Туркина С.В., Шевчука А.В. и др.

Анализируя имеющиеся научные работы, освещающие вопросы эффективности концепции корпоративной социальной ответственности для организации, можно сделать выводы о том, что в них в равной степени уделяется большое внимание как общетеоретическим вопросам, таким, как модели и структура социальной ответственности, основные направления реализации программ социальной ответственности, так и практическому опыту ведущих западных и отечественных компаний.

Объектом исследования выступают новосибирские коммерческие предприятия.

Предметом исследования является деятельность новосибирских коммерческие предприятий, направленная на решение социальных проблем.

Гипотеза исследования - социально ответственная деятельность новосибирских предприятий недостаточно эффективна и нуждается в оптимизации.

Целью работы исследование проблем социальной ответственности коммерческих организаций в контексте решения социальных проблем.

В соответствии с основной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические и исторические основы социальной ответственности коммерческих организаций в контексте решения социальных проблем;

- исследовать практику социальной деятельности новосибирских предприятий и предложить рекомендации по ее активизации.

В процессе подготовки дипломной работы были использованы научные труды ведущих ученых, посвященные анализу социальной ответственности бизнеса, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет.

Информационной основой исследования послужили российские законодательные и нормативные акты, международные и отечественные стандарты в области социальной ответственности бизнеса, статистические и аналитические материалы, а также данные отчетности новосибирских предприятий.

1. Теоретические основы социальной ответственност...

Другие файлы:

Финансовые ресурсы коммерческих организаций
Сущность и структура финансов коммерческих организаций, их назначение в деятельности данных учреждений, влияние на устойчивость и платежеспособность....

Проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций
В книге рассмотрены теоретические и практические проблемы создания коммерческих организаций. Описаны процессы учреждения и государственной регистрации...

Финансы коммерческих организаций
Характеристика финансовых отношений коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Классификация, пор...

Коммерческие организации как субъекты хозяйственного права
Особенности и принципы правового регулирования деятельности коммерческих организаций, которые осуществляют хозяйственную деятельность. Понятие и призн...

Финансы коммерческих организаций - особенности организации и функционирования
Финансовые ресурсы коммерческих организаций. Финансовые отношения кредитных и страховых коммерческих организаций. Исследование выручки от реализации п...