Социальная работа с семьёй
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
на тему: Социальная работа с семьёй
2011
Оглавление
Введение
1. Семья как социальный институт
2. Социальные проблемы семьи
3. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы
4. Особенности социальной работы с семьёй
5. Технологии социальной работы
Заключение
Библиографический список
Введение
Социальная работа - одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой - оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы - это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.
Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно- социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.
1. Семья как социальный институт
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семьей называют социальный институт, то есть устойчивую форму взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей.
Семья как социальный институт осуществляет следующие функции:
воспитательная;
хозяйственно-бытовая (для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья);
эмоциональная (культурное и духовное общение);
первичный социальный контроль (контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания);
репродуктивная и сексуальная (это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения).
Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья как способ физического и духовного бытия человека выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей.
Именно поэтому проблемы, возникающие внутри семьи, губительны не только для её членов, но и в конечном итоге для общества, в котором эта семья существует. Эти проблемы необходимо не просто решать, по возможности их надо предотвращать. И именно в этом видится задача социального работника.
2. Социальные проблемы семьи
Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека - в городе и 3,3 - в селе.
К факторам сокращения величины семьи относятся:
рост числа бездетных и молодежных семей;
рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
тенденция отделения молодых семей от родителей;
увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
Во многих современных семьях возникают проблемы, не свойственные семьям прошлых лет, среди которых:
трудное материальное положение семьи;
ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
злоупотребление алкоголем и наркотиками;
жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
социальное сиротство - это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей - искажение родительского поведения.
Социальные сироты - это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Учитывая специфику различных типов семей, можно выделить и проблемы, свойственные каждому из них.
Среднестатистическая семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке. Проблемы такой семьи - это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
В молодой семье приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья - это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов. Для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья - это семья, где отсутствует один из родителей. Среди её проблем - изменение статуса в обществе, низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
Многодетная семья, т.е. семья где три и более детей, имеет проблемы такие проблемы как бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Кроме того, можно выявить следующие проблемы, характерные для любых типов семей - это проблемы брака и развода.
Брак - это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи...
Социальная работа с неполной семьёй: исторический аспект
Неполная семья в современном российском обществе. Характеристика проблем в этой сфере. Эволюция социальной работы с неполной семьей в РФ, ее социально...
Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха. Социальная и психолого-педагогическая работа с детьми-инвалидами и их семьями в Республике...
Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй
Социальный педагог и его роль в социальной политике государства. Социальная работа как практическое воплощение социальной политики. Место социального...
Социальная работа с пожилыми людьми
Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей. Пожилые люди как социальная общность. Анализ законодательно-правовой базы, на к...
Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом
История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современ...