Социальная работа с семьей в ситуации развода на базе Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Фортуна"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной работы
Социальная работа с семьей в ситуации развода на базе Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна»
Екатеринбург 2008
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение семьи находящейся в ситуации развода
1.1 Исторический обзор бракоразводных процессов и применения отечественного опыта социальной работы с семьей в ситуации развода
1.2 Развод как социальная проблема
1.3 Семья в состоянии развода - как объект социальной работы
Глава 2. Технологии социальной работы с семьей в ситуации развода
2.1 Диагностика, посредничество и профилактика как технологии в социальной работе с семьей в ситуации развода
2.2 Эмпирическое исследование диагностики, посредничества и профилактики в социальной работе с семьей в ситуации развода (на примере Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна»)
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Она является фундаментом культуры, главным условием гармоничного человеческого бытия, семья особая солидарность людей, основана на естественных и социокультурных правах и ценностях; эта солидарность постоянно нарушается, но всегда находит силы, для удовлетворения своих потребностей. Наиболее заметным явлением, характеризующим нарушения единства семьи, являются разводы. Они способствуют осознанию, как несовершенства семьи, так и ее социальной значимости [8, с. 7].
Семья -- это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества [9, с. 4].
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества [20, с. 75].
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне [54, с. 25].
Развод (в широком смысле) - это способ прекращения брака при жизни супругов путем его юридического расторжения [43, с.214]. С юридической точки зрения, развод есть «результат установления судом по требованию одного из супругов того факта, что брак нарушен в совокупности своих отношений, расстроен и потерял смысл как для самих супругов и их родителей, так и для общества»[ 19, с. 202].
Разводы в современных обществах стали массовым явлением. Их рост подтверждает теорию известного философа М. Хайдеггера об утрате современным человеком корней [1, с. 3].
С развитием общества отношение к разводам становится более рефлекторным и дифференцированным. С одной стороны, если явление направленно против пережитков прошлого в брачно-семейных отношениях, против унижений и физических истязаний одного из супругов, то здесь оно - средство нравственного возвышения супружества, утверждения равноправия между полами. С другой стороны, культура не может не реагировать на драматические последствия распада семьи как одного из основных своих социальных институтов; она всегда осуждает то, что разрушает ее фундамент.
Цивилизация платит дорогую цену за кризисные явления в брачно-семейных отношениях, тем более, что сама семья как система с памятью воспроизводит данный социальный опыт в последующих поколениях. В результате роста разводимости в обществе распространяются установки на легкость расторжения брака, что отрицательно сказывается на готовности супругов преодолению трудностей [38, с. 43].
В результате бракоразводного процесса у семьи возникает множество новых проблем, таких как: психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем. В особенности все эти проблемы непосредственно касаются детей, для которых развод - потенциальный фактор десоциализации [35, с. 58].
Большое количество разводов наносит обществу немалый экономический, демографический, нравственно-психологический и социально-гигиенический ущерб. К негативным последствиям разводов для общества необходимо отнести следующее: рост девиантного поведения, психопатий в обществе (развод - стрессовая ситуация, что является одной из причин психических заболеваний, самоубийств и т. д.); дезорганизация брачно-семейных отношений, девальвация норм и ценностей, способствующих укреплению семьи; ухудшение демографической ситуации в стране (снижение рождаемости, демографические потери, уменьшение репродуктивного периода у женщины, нарушение воспроизводительной функции семьи); увеличение доли неполных семей со сниженными воспитательными возможностями [35, с. 69].
Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако именно Россия на протяжении десятилетий занимает второе (после США) место в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы [5, с. 38]. Для сравнения: в странах, традиционно входящих наряду с Россией в первую десятку по уровню разводимости, он в 2002 году составил: в США - 4,7, в Белоруссии - 4,3, на Украине - 4,0, в Эстонии - 3,1, в Литве и Чехии - 2,9, в Финляндии - 2,7, в Латвии - 2,6, [5, с. 39].
К сожалению, в отечественной семейно-демографической политике и социальной практике ситуации развода уделено незначительное количество внимания, не выработан комплексный и системный подход к решению проблем возникающих у семьи в ситуации развода. Более того, понятие «разводящаяся семья» в Российском законодательстве не входит даже в перечень категорий семей, которым необходима помощь специалистов и государства.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречием между объективной необходимостью социальной поддержки и помощи членам разводящейся семьи и недостаточной разработанностью в отечественной литературе и социальной практике методологических, организационно-технических основ и механизмов их реализации.
Противоречие заключается в следующем: между потребностями членов семьи, находящихся в ситуации развода и недостаточной разработанностью способов их удовлетворения.
Проблема исследования - каковы технологии социальной работы с семьей в ситуации развода.
Объект исследования - семья в ситуации развода.
Предмет исследования - основные технологии социальной работы с семьей в ситуации развода.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение основных технологий социальной работы с семьей в ситуации развода.
Гипотеза исследования - социальная работа с семьей в ситуации развода будет успешной, если будет использоваться комплексный подход, связанный с применением таких технологий социальной работы как диагностика, посредничество и профилактика.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развод - как социальную проблему;
2. Рассмотреть комплекс проблем семьи в состоянии развода;
3. Изучить применяемые технологии в социальной работе с семьей в ситуации развода;
4. Провести эмпирическое исследование технологий социальной работы с семьей в населения ситуации развода на базе Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна».
Методы исследования.
1) Теоретические методы: анализ научной литературы, изучение нормативно-правовой базы, обобщение, моделирование.
Организация методической работы и её роль в развитии учреждения социального обслуживания
Сущность и особенности методической работы в учреждении социального обслуживания на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты-Манси...
Основные направления развития сферы социального обслуживания населения на примере муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Баганского района Новосибирской области
Государственная и муниципальная социальная политика в РФ; принципы и функции систем социальной защиты в Западной Европе. Рекомендации по улучшению дея...
Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Географическое расположение Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на Северо-Сосьвинской возвышенности. Климатические условия К...
Финансовое состояние Фонда социального страхования Ханты-Мансийского автономного округа
Общее понятие, сущность и важнейшие задачи Фонда социального страхования. Анализ структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования...
Формирование устойчивой бюджетной системы региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)
Организация и принципы построения бюджетной системы субфедерального уровня в России. Организация и функционирование бюджетной системы на примере Ханты...