Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социальная активность граждан в избирательных кампаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных кампаний)

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Понятие социальной активности граждан в избирательных кампаниях на примере выборов президента России. Анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта. Выборы мэра в городе Тольятти. Предвыборные баталии кандидатов в мэры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Исследования социально-экономических и политических процессов".

На тему: "Социальная активность граждан в избирательных кампаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных кампаний)".

Специальность 080504 "Государственное и муниципальное управление"

Студент 3 курса

группы

Руководитель работы:

2012

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Понятие социальной активности граждан в избирательных кампаниях
  • 1.1 Понятие социальной активности граждан
  • 1.2 Социальная активность граждан в выборах президента России
  • 1.3 Анализ результатов президентских выборов
  • Глава II. анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта
  • 2.1 Выборы мэра в городе Тольятти
  • 2.2 Предвыборные баталии кандидатов в мэры
  • Заключение
  • Список литературы и источников

Введение

Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально ориентированного, подлинно демократического, правового государства, а могут замедлить этот процесс на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности в различных сферах жизнедеятельности.

К сожалению, проблеме социальной активности граждан не уделялось достаточного внимания, не было предпринято попыток выявления причин и условий низкой социальной активности граждан, реальных путей профилактики и преодоления его негативных последствий.

Следует констатировать нелицеприятный факт, что определенная часть россиян не принимает должного активного участия в социальной жизни, не использует в полной мере свои гражданские права и свободы, мало интересуется жизнью страны и, как следствие, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен. Подтверждением существования социального бездействия является безразличие к действительности, отсутствие желаний, стремлений, потребностей проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности, нежелание самовыражаться и самореализовываться в этой жизни, а также низкий уровень правовой культуры, несовершенство нормативной базы для нейтрализации негативных последствий бездействия.

Наше время вступило в период утраты целого ряда идеалов и ценностей, проявления равнодушия, апатии и мировоззренческой индифферентности. Разумеется, несправедливо обвинять всех людей в пассивности и бездействии, в отсутствии достаточной активности. Однако следует признать, что низкая социальная активность все же выступает в качестве одного из решающих факторов, обусловливающих медлительность и низкую продуктивность развития социальных процессов в России, является непреодолимым препятствием в осуществлении демократических реформ и становлении гражданского общества.

Целью работы является изучение социальной активности граждан в избирательных компаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных компаний).

Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:

- изучение понятий социальной активности

- социальная активность граждан в избирательных кампаниях

- анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта.

Глава I. Понятие социальной активности граждан в избирательных кампаниях

1.1 Понятие социальной активности граждан

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по - разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М. С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр.): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям "социальная" и "общественная" активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию "общественная активность" употребляет понятие "социальная активность". Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие "социальная активность" как родовое по отношению к понятию "общественная активность". В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие "общественная" активность как родовое по отношению к понятию "социальная" активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость "различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):

1) социальное 2) общественное

Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же - это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.". Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия "социальная активность", оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность человека рассматривается как "степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества" (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как "объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность". Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность". Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. "Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем повении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, - это и есть социальная активность". Когда говорят об активности личности, то имеют Миду "меру участия в общественно-трудовой жизни", - утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом - Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности [Электронный ресурс]: http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm.

Как известно, в периоды резких социальных перемен одновременно наблюдается и рост, и уменьшение социальной активности населения. До распада СССР социальная активность была востребованным и одобряемым типом поведения личности, после же распада СССР человек оказался перед выбором: с одной стороны, с учетом новой либеральной обстановки появилась возможность самостоятельно реализовать свои личные интересы и потребности и занять активную жизненную позицию, но с другой стороны, как отмечают многие авторы, из-за отчужденности и неверия в собственные силы многие граждане нашего государства оказались социально дезадаптированы.

В современных условиях равных возможностей изучение и переосмысление социальной активности личности приобретают особую значимость.

Исследование социальной активности личности связано с рассмотрением личности в качестве субъекта социальных отношений. Социальная активность личности как объект социологического исследования представляет собой совокупность формирующих ее факторов, специфических взаимосвязей между ними и выражается в различных видах и формах социальной активности.

В качестве основных, формирующих социальную активность личности, факторов можно выделить следующие три взаимосвязанные группы:

индивидуальные факторы: половозрастная характеристика, психофизиологические свойства индивида, система потребностей и ценностные ориентации личности, мотивы, установки и интересы личности, общеобразовательный уровень;

факторы микросреды: социальное окружение личности, принадлежность к определенной социальной группе, объективная доступность средств активности, законодательная база для осуществления различных видов деятельности

Другие файлы:

Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях
Манипуляция массовым сознанием. Особенности проведения избирательных кампаний и политического воздействия на общество. Маркетинговые и немаркетинговые...

Государственная политика в сфере информационного обеспечения избирательных процессов
Необходимость применения автоматизированных систем входе подготовки и проведения избирательных кампаний. Цели использования, структура, информационные...

Особенности избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления Уральского региона 2001-2007 годов
Оганизация выборов глав муниципальных образований, представительных органов местного самоуправления Уральского региона в 2001-2007 гг., особенности из...

Новейшие изменения в правовом регулировании финансирования выборов президента Республики Беларусь
Анализ форм финансирования избирательных кампаний. Функции и задачи избирательного фонда – публично-правового образования, имеющего строго целевое наз...

Политическая реклама в избирательных кампаниях Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)
Имидж политика как аспект взаимодействия в политической рекламе. Основные коммуникативные функции. Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого в саратов...