Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Современные направления изучения семьи в социологии

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Развитие взглядов на семейно-брачные отношения. Социология семьи как часть общей социологии. Современные направления изучения семьи и социологический плюрализм. Типология брачно-семейных структур. Функции и жизненный цикл семьи, перспективы ее развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Изучение семьи в социологии

1.1 Становление научных исследований семьи

1.2 Современные направления изучения семьи

2. Семья как социальный феномен

2.1 Семья как социальный институт

2.2 Функции и жизненный цикл семьи

2.3 Типология брачно-семейных структур

3. Перспективы развития семьи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.

Индивидуальное своеобразие накладывает отпечаток на стиль исполнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигурации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении семьи как феномена, как важнейшего социального института, а также в теоретической разработке вопросов, связанной с основными направлениями изучения семьи, её формами, функциями и тенденциями её развития.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для работы специалиста по социальной работе с семьей, в разработке социальных программ, направленных на повышение ценности семьи в жизни человека.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды известных авторов. Вопрос о становлении научных исследований семьи написан по работе Зритневой Е.И. «Социология семьи», которая достаточно полно отражает возникновение и становление семьи с античных времен. Современные направления изучения семьи рассмотрены с помощью научного труда Черняк Е.М. «Социология семьи», который дает глубокий анализ данной проблеме. Семья как социальный институт более широко раскрыт в «Социологии» Кравченко А.И. Антонов А.И., Медков В.М. и Фролов С.С. в своих работах исследовали функции и жизненный цикл семьи. Следует отметить, что при написании работы использовались книги не только социологического содержания, но и психологического. Типология семьи и перспективы её развития нашли более подробное исследование в работе Коваль Н.А., Калининой Е.А. «Психология семьи и семейной дезадаптивности».

Цель работы заключается в исследовании социологии семьи.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить семью в социологии

2. Рассмотреть семью как социальный институт

3. Проанализировать тенденции развития семьи

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение и список литературы.

1. Изучение семьи в социологии

1.1 Становление научных исследований семьи

Очевидно, что возникновение и становление всех форм семейно-брачных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами и определено всем ходом движения истории. Это нашло отражение в существующих в социологической науке теориях возникновения брака и становления семьи как социального института.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным древнегреческим мыслителям Платону и Геродоту. Геродот отмечал общность женщин как положительную отличительную черту у ряда племен. А Платон считал семью неизменной исходной общественной ячейкой, но предлагал в своем сочинении «Идеальное государство» вводить общность жен, детей и имущества в целях достижения сплоченности общества [6. С. 9].

Платон первый попытался дать философское толкование возникновению любви, психологической близости мужчины и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, что легче всего достичь путем образования семьи. Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” -государство.

Наибольший вклад в становление исторического подхода к исследованию института семьи принадлежит швейцарскому историку И. Я. Бахофену - автору «Материнского права» (1861 г.), а также шотландскому юристу Мак-Леннану, написавшему книгу «Первобытный брак» (1865 г.).

И. Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на высоком положении женщин в обществе (материнское право). В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».

Значительный вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский.

Главная идея ученых состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату.

Л. Морган, американский юрист и этнолог, занимался изучением проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах - «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» - он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Роду свойственна коллективная собственность на землю, средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

Известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу - автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству - парный брак; цивилизации - моногамия.

Моногамия отличается от парного брака большей прочностью брачных уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина.

Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические фак...

Другие файлы:

Социология личности и семьи
Предмет и задачи социологии личности. Главные концепции и направления социологического исследования личности и семьи. Семья как социальный институт. Х...

Возникновение социологии как науки
Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные...

Социология как наука
Понятие социологии как научного направления, предмет и методы ее изучения, история зарождения и этапы развития. Порядок взаимодействия социологии с др...

по курсу социологии на тему: Современные социологические направления

Основные этапы развития социологии в России
Развитие социологии в России, направления и специфика данного процесса. Социологические теории народничества и натурализма. Психологическое направлени...