Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. Исследование сущности современного социального образования, его основных функций и проблем в нынешнем российском обществе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал г. Мурманск

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

г. Мурманск

2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Профессиональные особенности социальной работы

2. Становление специальности «социальная работа»

3. Структура социального образования

4. Проблемы содержания социального образования

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире профессия специалиста по социальной работе в связи с бурным развитием социальной сферы общества стала одной из самых востребованных на рынке труда. В условиях России в связи со становлением и развитием системы учреждений и организаций социальной защиты населения, социальная сфера остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые могут решать самые сложные задачи, связанные с осуществлением социального прогнозирования, социальной реабилитации, проводить консультативную, профилактическую и другие виды работ с различными категориям населения, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. В то же время последние десятилетия в России стали временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности Теория социальной работы : учебник / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М. : Юристь, 1999. - С. 240..

Поэтому представляется необходимым рассмотрение социального образования в рамках настоящей контрольной работы, цель которой: исследование сущности современного социального образования, его социальных функций и проблем.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

1. Выявить профессиональные особенности социальной работы.

2. Рассмотреть процесс становления специальности «социальная работа».

3. Охарактеризовать структуру социального образования.

4. Рассмотреть проблемы содержания социального образования.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник -- в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом характере, что является следствием ее ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Основные направления посредничества Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. -- М.: ВЛАДОС, 2001.-- С. 216.:

ѕ между клиентом и различными социальными институтами;

ѕ между клиентом и другими специалистами;

ѕ между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;

ѕ между клиентами.

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

ѕ знать речевой этикет и уметь его использовать;

ѕ уметь формулировать цели и задачи делового общения;

ѕ организовывать общение и управлять им;

ѕ анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

ѕ владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

ѕ уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

ѕ иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

ѕ владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

ѕ уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Таким образом, задача социального работника -- помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

2. СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов : учебное пособие / Владислав Алексеевич Никитин. - М. : Москов. психолого-социал. ин-т, 2002. - С. 15..

Социальная работа возникла как благотворительность, религиозный долг личности. И только в XX веке социальная работа была признана профессией, требующей специальной подготовки. Система обучения социальных работников берет начало в конце XIX века и обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и вообще всем людям, находящимся на иждивении у других.

Многие руководители благотворительных организаций, имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены на социальной работе добровольцев штатными служащими. Поэтому стало необходимым соответствующее образование, которое позволило бы обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб.

В центре внимания первых программ обучения социальных работников находились Социальная работа за рубежом : учебное пособие / cост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова ; под общ. ред. Е.С. Новак. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. -- С. 140.:

ѕ обязательный минимум практических и теоретических знаний, которые должны содержаться в учебных планах;

ѕ соответствие образования требованиям практики;

ѕ выработка и применение стандартов обучения.

В современной России специальность «социальная работа» была введена в систему профессионального образования страны 7 августа 1991 года приказом Государственного комитета образования СССР Фирсов, М. В. История социальной работы в России : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов. -- М. : ВЛАДОС, 1999. - С. 165.. В том же году новая должность «специалист по социальной работе» была внесена в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. -- М.: ВЛАДОС, 2001.-- С. 216..

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» Об образовании : Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266 - 1 : в ред. от 30.06.1997 г. : ст. 2 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru]. и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125 - ФЗ : в ред. от 20.04.2007 г. : ст. 2 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru]. важнейшими принципами образования в Российской Федерации были названы его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лич...

Другие файлы:

Правовое и социальное государство
История соотношений государственной власти и права. Понятие, признаки и основы правового государства. Социальные функции государства в истории его раз...

Эволюция социального образования в последние годы
Понятие социального образования. Основные направления современного социального образования за рубежом. Современное российское социальное образование,...

Предпринимательство как социальное явление
Основные социальные группы современного российского общества. Понятие культуры предпринимательства как социального явления. Социальные функции предпри...

Социальное самочувствие и социальные ожидания молодежи
Проблемы использования термина "социальное самочувствие" в социологических исследованиях. Анализ результатов опроса горожан в отношении их представлен...

Социальное пространство педагогического процесса
Педагогический процесс как целостная система; функции, принципы, структура и закономерности; социальное пространство воспитательного процесса, нравств...