Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Слухи как источник формирования общественного мнения

Тип: лекция
Категория: Социология
Скачать
Купить
Падение доверия населения к официальным источникам информации. Недостоверная массовая информация, возникающая на уровне межличностного общения. Интенсивность распространения слухов в обществе. Основные причины возникновения и распространения слухов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Тема 5 Слухи как источник формирования общественного мнения

Лекция - 2 часа

План:

1. Сущность слухов

2. Функции слухов:

3. Каналы циркуляции слухов

1. Сущность слухов

В последнее время отмечается падение доверия населения к официальным источникам информации. Это подтверждают и массовые опросы общественного мнения. Образующийся в массовом сознании информационный вакуум не может не заполняться недостоверной массовой информацией, возникающей, в том числе и на уровне межличностного общения. Особое место среди подобного рода информации занимают слухи.

А.С.Ахиезер: «Слухи - постоянно действующая система интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное -дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора».

Т.Шибутани связывал функционирование слухов с развитием эффективной коммуникации, и, в частности, с одним из ее видов - формальным (официальным). Слухи, по его мнению, есть дополнение неформальной сетью «доверительных сообщений». Согласно позиции Т.Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью (слух = важность, неопределенность). Если событие не важно и совершенно не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет.

Своеобразной «перефразировкой» приведенной формулы выглядит т.н. закон Олпорта. Известный американский психолог Олпорт составил формулу, с помощью которой можно определить степень или интенсивность распространения слухов в обществе.

Закон Олпорта гласит: слух есть функция важности события, помноженной на его двусмысленность. Видный американский специалист в области социальной психологии представил свой закон в виде формулы:

C=f(BxD),

где: С -- слух,

В -- важность события, D -- двусмысленность,

F - функция.

Данный закон раскрывает зависимость распространённости слухов:

во-первых, от важности грядущего события, воспринимаемого общественным мнением чаще как угроза для безопасности (террористический акт, "голод", "инфляция", "безработица", "путч", "межнациональный конфликт" и т.п.), нежели как надежда на улучшение своего положения;

во-вторых, от степени неопределённости, неясности, недоступности его для проверки, отчего ещё не наступившее событие кажется почти реально свершившимся фактом.

По определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.

Слухи есть форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух распространяется спонтанно. Он является информацией неофициальной и, более того, направлен против официальной. Источник этой информации, как правило, не известен. И, будучи запущенной в сложившиеся в обществе неформальные коммуникационные каналы, эта информация распространяется по своим собственным законам, модифицируется и обрастает новыми подробностями в зависимости от состояния настроения.

В отличие от официальной информации слухи, как правило, не обладают достаточной, надёжной информационной основой -- наличием установленных фактов, событий и т.д., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причём порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим.

Слухи возникают по причинам:

1. когда существует монопольное положение на информационном рынке какой-либо одной социальной группы, в результате такого положения образуется своеобразный "чёрный рынок" информации.

Слухи возникают, соответственно, тогда, когда существует недоверие к официальной информации; существует недостаток информации по насущным вопросам. Только в таком состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию.

2. слухи как проявление неадекватного агрессивного общественного мнения могут быть вызваны социальной нестабильностью в обществе -- низким уровнем удовлетворения жизненных потребностей людей, митинговой стихией, социальной напряжённостью и т.д.;

3. слухи могут быть стремлением повысить свой статус посредством передачи "конфиденциальной информации". Слухи в данном случае являются результатом деятельности неформальных объединений экстремистского и националистического толка. Руководители и члены таких объединений, распространяя провокационные слухи, пытаются воздействовать на психику и сознание людей с целью вызвать сомнения и колебания, недоверие к законным властям, людям других национальностей и т.д.

4. На интерес к слухам влияет уровень состояния тревоги (опасения) индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают. Слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой информации).

5. Вера в истинность слуха также способствует его распространению. Человек, передавший недостоверный слух, может навлечь на себя упреки. Поэтому люди склонны воздерживаться от трансляции чрезмерно недостоверных слухов.

6. На передачу слухов влияет и оценка их содержания с точки зрения возможных последствий описываемого события. Слух, воспринимаемый как не имеющий последствий, распространяется менее активно, чем слух, который, по мнению собеседников, имеет последствия.

В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются трансформациям:

1) сглаживание - фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными.

2) заострение - увеличение значимости существенных деталей;

3) уподобление - приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории.

Есть данные, что указанные закономерности действуют не всегда, уступая место более сложным и непредсказуемым трансформациям.

Хотя содержание слуха и подвергается трансформации, сохраняются некоторые устойчивые схемы. Одной из них является отношение «мы-они» в контексте превосходства одной группы над другой. В этом аспекте они часто способствуют формированию и сохранению социальной (в т.ч. национальной) идентичности.

Существуют различные точки зрения на феномен слухов. Одни называют их "интеллектуальным раком", другие -- "радиостанцией свободы". В любом случае, какой бы характер, негативный или позитивный, не носила оценка данного феномена, совершенно очевидно, что игнорировать его нельзя.

Слухи должны быть предметом специального анализа для официальных структур власти и управления, поскольку они являются составной частью общественного мнения, формируемой неформальными каналами информационного обмена.

Характеристика значимости слухов:

1. являются одним из показателей социальной напряжённости в обществе. Так, в разное время людей могут в большей степени интересовать те или иные вещи, события. Переключение интереса различных категорий населения от событий светской хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения и т.д.

2. помогают выявить степень доверия, во-первых, к существующим структурам власти, а также к официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным или умышленным искажением информации зачастую способствуют понижению доверия населения как к властям различного уровня, так и к себе, поскольку в глазах населения СМИ выступают проводником политики центральных и местных структур власти.

3. служат сигналом для возможных событий как бы предвосхищая их. Например, либерализации цен предшествовали слухи об "обвальном и оглушительном росте цен", а также о том, что следствием инфляции будет "невозможность выплаты зарплаты и заме-па её ценными бумагами местного значения".

Хотя слухи представляют собой лишь составляющую общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.

Последствия воздействия слухов на общественное мнение:

1. поскольку слухи блокируют информационное воздействие на общественное мнение официальных структур, и главным образом СМИ, то необходимо расширять официальную информационную сеть. Чем шире будет развита информационная сеть и чем больше слоев населения будут иметь к ней доступ, тем меньшим будет воздействие неофициальной информации на общественное мнение.

2. Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок эк...

Другие файлы:

Использование средств PR в формировании общественного мнения на примере проекта "Охта-Центр"
Использование политических технологий массовых коммуникаций в области формирования общественного мнения и информационной политики. Информационно-комму...

Технологии формирования общественного мнения
Основы технологий формирования общественного мнения. Место политического паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций. Значение политических к...

Объективные факторы и этапы формирования общественного мнения
PR как деятельность, направленная на оптимизацию отношений между организацией и ее общественностью. Характеристика деятельности ООО "Соблазн". Рассмот...

Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения
История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного м...

В.В. Путин как лидер общественного мнения
Понятие "лидер общественного мнения". Характеристика сути и содержания политического лидерства. В.В. Путин как лидер общественного мнения. Феномен общ...