Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Семья в системе воспитания и социализации личности

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Тема: «Семья в системе воспитания и социализации личности»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • АННОТАЦИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • 1. ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • 2. Философия семейного воспитания
    • 2.1 Функции семьи
    • 2.2 Общество и семья
    • 2.3 Влияние семейных традиций на воспитание личности
  • 3. Система воспитания как условие становления личности
    • 3.1 Формирование личности - процесс управляемый
    • 3.2 Процесс воспитания детей - целенаправленное развитие личности
    • 3.3 “Проектирование” будущей личности
    • 3.4 Цели и потребности как стимул к развитию
  • 4. Развитие и социализация личности в семье
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • АННОТАЦИЯ
  • Целями данной работы являются: отразить роль семьи в воспитании, формировании и социализации личности; показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье

Достижению поставленных целей служат следующие задачи:

1. Определить факторы и средства социализации личности.

2. Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить функции, принципы и методы семейного воспитания, типы и проблемы современной семьи.

3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно - развитой личности в семье.

ВВЕДЕНИЕ

"Воспитание - великое дело: им решается участь человека"

В. Г.  Белинский

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума» См.: Умом и сердцем. - М., 1989. - С. 77 - 81.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Микрофакторы:

1. семья

2. микросоциум

3. институты воспитания

4. религиозные организации

Мезофакторы:

1. тип

2. этнос

3. поселения

4. региональные условия

5. средства массовой информации

Макрофакторы:

1. культура

2. страна

3. государство

4. общество

Средства социализации:

1. методы вскармливания младенцев и ухода за ними;

2. методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организаций;

3. последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

2. Философия семейного воспитания

Семья -- наиболее распростра-ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные от-ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-пси-хологического исследования. Типичная современная семья в раз-витых европейских странах состоит из 2--6 человек: мужа, же-ны, детей и ближайших родственников по материнской и отцов-ской линиям -- бабушек и дедушек.

2.1. Функции семьи

Основное назначение семьи -- удовлетворение общест-венных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы-текают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив-ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест-вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо-полняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод-стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело-веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на-селения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове-чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот-вращением «воспроизведения в новых поколениях различ-ного рода биологических аномалий».

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра-стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб-ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю-дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре-ображает супругов. В них пробуждается родительская лю-бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины--материнство, у мужчины--отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре-продуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол-ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов-ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ-ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз-ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това-рищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ-цию семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра-ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и мл...

Другие файлы:

Семья как основа развития личности
Семья как фактор социализации. Воспитание и родительское воздействие. Задачи воспитания в семье. Развитие интеллекта и творческих способностей детей....

Семья как институт социализации ребенка
Рассмотрение особенностей семейного воспитания детей дошкольного возраста. Социальное развитие как один из важных аспектов социализации личности ребён...

Концептуальные основания социализации учащихся
Феномены, механизмы и направления социализации. Цель и общие задачи воспитания и социализации. Педагогические требования к результатам развития и восп...

Развитие, социализация и воспитание личности
Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформац...

Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с классным руководителем
Понятия "полная" и "неполная семья", введенные А.С. Макаренко. Зависимость воспитания и социализации ребенка от структуры семьи. Основные направления...