Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Самоубийство по Дюркгейму

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Самоубийство как социальное явление, определение его основные причин, степень распространения в современном обществе, история и этапы исследований. Проблема самоубийства по Эмилю Дюркгейму, классификация их видов. Применение принципов "социологизма".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Самоубийство - извечная тема литературы и искусства и один из важных предметов философских рассуждений. По А. Камю - «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [8].

Также самоубийство является одной из наболевших проблем любого общества. Каждый день уходят из жизни по собственной воле тысячи людей. Эта проблема является, по сути, очень важной для нынешнего столетия, так как на данное время в стране смертность превышает рождаемость. Ежеминутно люди совершают необдуманный поступок, имеющий название «самоубийство». Да, это действительно так. И мы должны задуматься над этой проблемой как можно сильнее и углубиться в нее, ведь это на самом деле важно.

Поскольку самоубийство - сложный феномен, имеющий философский, социальный, психологический, медицинский, юридический, религиозный, культурологический аспекты, постольку возможны различные его объяснения: биологическое (как результат биохимической депрессии, действие эволюционного механизма освобождения от болезненных особей и др.), психологическое (например, фрейдовское «влечение к смерти»), социологическое (теория аномии Дюркгейма, теория «напряжения» Мертона и др.) и многие другие. Детально я рассмотрю причины самоубийства с социологической точки зрения на примере социологического этюда Эмиля Дюркгейма «Самоубийство».

1. Самоубийство как социальное явление

самоубийство дюркгейм социологизм общество

Самоубийство (суицид) (от лат. - sui - себя и caedere - убивать) - умышленное (намеренное) лишение себя жизни. Самоубийством не считается лишение себя жизни лицом, не осознающим своих действий или их последствий в силу психического состояния или младенческого возраста (обычно до 5 лет). В подобных случаях фиксируется смерть от несчастного случая. (Юридическая трактовка). Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки и суицидальные намерения. Самоубийство понимается как индивидуальный поведенческий акт (предмет медицины, психологии, педагогики, этики), либо как социальное явление (предмет социологии и социальной психологии). Существуют разные классификации самоубийств. Э. Дюркгейм различал самоубийства эгоистические (результат ослабления социальных связей индивида), аномические (характерные для общества, находящегося в состоянии аномии) и фаталистические (как следствие чрезмерного социального контроля). М. Хальбвакс рассматривал самоубийства искупительные (самообвинение), проклинающие (протестные) и дезиллюзионные (результат разочарования, неудовлетворенности). Т. Хилл различает самоубийства импульсивные, апатичные, самоуничижительные и гедонистические (когда в результате «подведения баланса» боль превышает удовольствия).

Причины суицидального поведения с социологической точки зрения те же, что и иных форм девиантности. Вместе с тем Р. Мертон считает, что к самоубийству - наряду с пьянством и наркоманией - приводит «двойная неудача»: невозможность реализовать себя в социально одобряемых видах деятельности и невозможность- в силу ряда причин - заняться активной нелегальной (например, преступной) деятельностью.

В истории человечества уже в Древнем мире - в Китае и Индии, в Греции и Риме, у скандинавских народов- известны учения, согласно которым в ряде случаев самоубийство признавалось обязательным. С Древних времен в Японии были приняты обязательные ритуальные самоубийства (откусывание собственного языка с последующим заглатыванием и сэпукку, больше известное как харакири). В Александрии киренаик Гегессий, прозванный Пэйзитанатом - учителем, или советником смерти, призывал граждан к самоубийству как к лучшему способу избежать жизни без боли и огорчений.

Позднее христианство и мусульманство категорически отвергли право на смерть. Виновные в покушении на свою жизнь подвергались уголовному преследованию (например, в Англии были привлечены за это к уголовной ответственности с 1883 по 1897 гг. 416 человек, и только в 1961 году законом о самоубийствах уголовная ответственность за это была отменена). В штате Нью-Йорк в США покушение на самоубийство признавалось уголовным преступлением до 1919 г. В отношении покончивших жизнь самоубийством принимались меры церковного осуждения - их запрещали отпевать, хоронить можно было только за кладбищенской оградой. До 1917 г. уголовное законодательство России также рассматривало покушение на свою жизнь как преступление.

Как социальный феномен, суицид характеризуется рядом закономерностей. Так, количество и уровень самоубийств, как показывал Э. Дюркгейм, зависят от степени сплоченности общества; этим объясняется тот факт, что они чаще совершаются в протестантских странах, чем в католических. По тем же причинам уровень самоубийств снижается во время войны (поскольку повышается сплоченность, единение общества перед лицом общей опасности), что было эмпирически прослежено в годы Первой и Второй мировых войн. Уровень самоубийств повышается в периоды экономических кризисов, депрессии и роста безработицы. На уровне индивидуального поведения самоубийство в конечном счете является следствием отсутствия или утраты смысла жизни («экзистенциальный вакуум» по В. Франклу). Как писал Ф.М. Достоевский, «потеря высшего смысла жизни … несомненно ведет за собою самоубийство».

По мнению Дюркгейма, самоубийство является намеренным и сознательным актом, совершаемым индивидом в зависимости от социальной дисциплины.

2. Проблема самоубийства по Дюркгейму

Личность Эмиля Дюркгейма (1858-1917) - французского социолога и философа конца XIX - начала XX в. - является далеко не ординарной в истории мировой социологической мысли. И не только потому, что он может быть отнесен к наиболее ярким представителям «социологической школы» в мировой социологии. По значению творческое наследие ученого, безусловно, превосходит границы упомянутой социологической школы. Согласно оценкам многих историков социологии, Дюркгейм является не только одним из классиков социологии, но и создателем современной социологической науки.

И действительно, французский ученый оказал на развитие мировой социологической мысли достаточно устойчивое и весьма разнообразное влияние. Он создал оригинальную социологическую концепцию, которую ему удалось применить к анализу конкретных социальных явлений. Неслучайно работа Дюркгейма «Самоубийство» (1897) считается в историко-социологической литературе классическим образцом сочетания эмпирического исследования с социологической теорией.

В качестве своей первой задачи Дюркгейм видит определение группы тех фактов, «которые мы предлагаем изучать под именем самоубийства». [1; ст. 78] Проделав достаточно сложную предварительную аналитическую работу, направленную на выяснение признаков и обстоятельств, сопутствующих самоубийству, он дает следующее определение самоубийства: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» [6; ст. 13]. На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Он писал: «Состав индивидов, образующих известное общество, из года в год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество».

Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и неубедительность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рассматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности: а) семейными; б) религиозными; в) национальными и т.д.

Свою типологию самоубийств Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Он исходил из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы (общества).

«Так как самоубийство по самому своему существу носит социальный характер, пишет Дюркгейм, - то следует рассмотреть, какое место занимает оно среди других социальных явлений» [3; ст. 180]. И хотя первая часть социологического этюда «Самоубийство» (так он определил жанр своей работы) посвящена анализу факторов внесоциального характера, приводящих к самоубийству, основное внимание в книге уделяется социальным явлениям и процессам, ведущим к нему.

Дюркгейм отмечает, что «процент самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества» [3; ст. 180].Он говорит о том, что не следует относить эту социальную болезнь к «частному разряду фактов», поскольку вопросы самоубийства «совпадают с самыми важными практическими проблемами современности. Нормальный рост самоубийств и общее тяжелое состояние современных обществ имеют общие причины. Это небывало огромное число самоубийств доказывает, что цивилизованные общества находятся в состоянии глубокого преобразования, и свидетельствуют о серьезности недуга - можно даже сказать, что она измеряется этим числом» [3; ст. 181.].

Прежде всего следует отметить, что в соответствии с общей концепцией Дюркгейма самоубийство рассматривается в качестве...

Другие файлы:

Самоубийство как девиантное поведение
Типы самоубийств по Дюркгейму. Примеры из жизни, статистические показатели и анализ причин, толкнувших людей на самоубийство (несчастная любовь, депре...

Самоубийство в философии Эмиля Дюркгейма
Самоубийство: следствие сумасшествия и наследственный фактор. Типы самоубийств в состоянии психического расстройства (Э. Дюркгейм "Самоубийство"). Вли...

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
Абсурдное рассуждение. Абсурд и самоубийство. Абсурдные стены. "Остановка в пустыне". Философское самоубийство. Абсурдная свобода. Абсурдный человек....

Самоубийство как социальная проблема человечества
Самоубийство как одна из вечных проблем человечества. Cамоубийство в философии. Социологическая теория самоубийства. Рост одиночества личности, ее ото...

Писатель и самоубийство
Название этой книги может ввести в заблуждение. На первом месте стоит "писатель", "самоубийство" на втором, но на самом деле автора в первую очередь з...