Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Профессионализм в социальной работе: критерии и квалификационные требования к специалистам

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
История развития социальной деятельности в России. Сущность, виды и принципы профессионализма специалиста по социальной работе в современных условиях. Профессиограмма социального работника, рекомендации по повышению профессиональной компетентности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Профессионализм в социальной работе: критерии и квалификационные требования к специалистам

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1.1 Исторические этапы развития социальной работы в России

1.2 Профессиональная деятельность социальных работников в современных условиях

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1 Профессиограмма социального работника, основные квалификационные требования

2.2 Пути повышения профессиональной квалификации и компетентности специалистов

2.3 Этические аспекты и стандарты в социальной работе

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С КАДРАМИ В КУ «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района г. Чебоксары» Чувашской Республики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности, впервые в России узаконена в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета по народному образованию была открыта специальность «социальная работа».

С этого периода обозначился активный интерес философов, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков и представителей других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.

Подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально - личностного становления и развития до настоящего времени не получила систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

Социальную сферу жизни общества на рубеже веков коренным образом изменили социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

В настоящее время возрастает роль государства в организации социальной защиты, прав и интересов различных групп и сообществ. Социальная защищённость может быть достигнута благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

Актуальность темы исследования. Происходящие изменения в социальной жизни: растущая дифференциация населения, безработица, проблемы беженцев, вынужденных переселенцев, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация актуализируют проблемы, связанные с социальной помощью, защитой, поддержкой и реабилитацией человека, целых групп и общностей. В первую очередь необходимо повысить эффективность деятельности работников социальной сферы, как специалистов в области социальной работы, так и, это особенно важно, руководителей разного уровня. Обострение ряда проблем жизнедеятельности современного человека требует массовой подготовки специалистов в области социальной защиты, которых должны отличать особые качества личности и способность к глубокой специализации и технологизации именно в сфере человеческих отношений. В то же время необходимость уточнения должностных функций кадров социальной сферы, этических и правовых норм, вопросов экономического обеспечения и стимулирования их труда требует разработки специальных технологий развития профессионализма руководителей социальной сферы.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия между:

реалиями современной жизни и требованиями к профессиональной управленческой деятельности в социальной сфере;

декларируемыми требованиями ориентации руководителя социальной сферы на повышение уровня благосостояния народа и решение возникших социальных проблем - и реальным состоянием уровня жизни и деятельности россиян;

необходимостью целенаправленного отбора и специальной подготовки руководителей и специалистов социальной сферы - и отсутствием чётких критериев их отбора и оценки, алгоритмов и технологий повышения профессиональной и управленческой компетенции.

Актуальность этой проблемы определяет тему нашей выпускной квалификационной работы «Профессионализм в социальной работе: критерии и квалификационные требования к специалистам».

Объект исследования: процесс деятельности специалиста по социальной работе.

Предмет исследования: технологии формирования профессионализма специалиста по социальной работе.

Цель дипломной работы: изучение влияния уровня компетентности специалиста по социальной работе на эффективную деятельность социальных служб. Чтобы достичь данной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме.

2. Охарактеризовать сущность, содержание, виды и принципы профессионализма специалиста по социальной работе.

3. Рассмотреть влияние социального образования на профессионализм специалиста по социальной работе.

4. Разработать рекомендации по повышению профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

Развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования - основная идея исследования. Профессионализм - это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшую эффективность в профессиональной деятельности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в

России

В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введён в перечень должностей институт «специалиста социальной работы». С сентября 1991 года была начата, профессиональная подготовка социальных работников, определены содержание, формы и методы работы, обоснованы профессиональные требования к ним.

Развитие социальной работы в России имеет свои особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Первый этап (X век - середина XVIII века) - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающимся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным, погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных для этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап (середина XVIII - середина XIX века) - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ, таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т.п.).

Третий этап (реформы 1861 года - 1917 год) - период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельнос...

Другие файлы:

Стратегическое управление в социальной сфере
Человек и его потребности как объект социальной деятельности. Источники развития процесса стратегического управления социальной сферой; основные напра...

Профессиональные стандарты для работников гостиничного сервиса
Квалификационные требования к персоналу гостиниц, их профессиональные обязанности и критерии оценки качества работы на современном этапе. Международны...

Требования к профессиональной подготовке специалиста по социальной работе
Должностные обязанности социального работника и специалиста социальной работы. Помощь в семейном воспитании, заключение трудовых договоров о работе на...

Критерии эффективной социальной политики
Критерии и показатели эффективности социальной политики. Анализ степени социального расслоения и направленности социальной мобильности. Показатели соц...

Стропальное дело
Структура надзора за эксплуатацией грузоподъемных машин. Общие сведения о профессии стропальщика, квалификационные требования. Опасные и производствен...