Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Природа девиации

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Описания основных форм девиантного поведения в современных условиях: преступности, алкоголизма, наркомании, суицида. Изучение социологических теорий культурного переноса, конфликта и стигматизации. Анализ норм и правил организованной социальной жизни.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Читинский государственный университет

Институт экономики и управления

Кафедра политологии и управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Социология семьи»

на тему: Девиация

Чита 2010

Оглавление

Введение

1. Понятие соц нормы

2. Природа девиации и ее изучение

3. Основные формы девиации поведения

3.1 Наркомания

3.2 Алкоголизм

3.3 Преступность, наркопреступность

3.4 Суицид

Заключение

Список литературы

Введение

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединить и координировать свои действия.

Любую потребность - в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворять через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе, предприятие, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действие огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.

Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемые в нормах.

1. Понятие соц. нормы

Социальные нормы - это правила, выражающие требование общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Без норм были бы не возможны взаимодействия в социальной группе. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие людей друг с другом превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведение. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества. Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает многообразие норм. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде. На заре человечества можно было выжить, только придерживаясь данной нормы повторяющихся необходимых совместных действий. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правила, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

Природа девиации:

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы так же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью общества кА предосудительное и недопустимое. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, формы одежды, манеры поведения. Так поступали правителем древней Спарты в V в. до н.э. и советские партийные органы в XX в.

В зависимости от того, позитивными или негативными являются отклонение, все формы девиации можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, анисты, преступники, вандалы, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобрительными отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если провести статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую их этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несуществующими отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живет в согласии с законами, из нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрыто воровали в магазинах, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о невинных - опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения составить весьма трудно, т.к. одни и те же действия одобрены в одних обществах и не доступны в других. В этом заключается принципы относительности девиации. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Примеры: Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и вносят туда какие-то предметы. Сторонники вероучения Бахал в западных странах имеют полную свободу вероисповедания, но в Иране режим Аятоллы Хомейни бросил в тюрьмы и без суда казнил бахаистов. Бахаисты выступают за равенство полов, всеобщее образование, уничтожение межгрупповых предрассудков и за единое мировое правительство, но мусульманское духовенство в Иране считает эти взгляды еретическими. Также, коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах. Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры, жесткое обращение с детьми и т.п. могли бы иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и какими конкретным образом реагируют на него. Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит ль того в чьих руках власть и кто дал это определение. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считаются в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей. Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие на политическую арену и с успехом противостоят официальным определения и представляющих их как источник социальных проблем. Действительно, инвалиды, носящие социальное «клеймо» или ставшие жертвами доминирующих социальных дефиниций, имеют собственный взгляд на свои жизненные ситуации, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные принципы. Стоит вспомнить о том, что в XIV - XVII вв. в Европе было казнено примерно от 200 до 500 тыс. людей (85% из них женщины) по обвинению в служении дьяволу.

Однако даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклонятся от буквы закона. Пример: Считается, что университетскому профессору положено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение во время лекций взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что большинство студентов на первой лекции профессора встречают его чудачества хахиканием. Однако профессор обладает талантом общения и являясь признанным авторитетом в своей области, вскоре завоевывает аудиторию. Оценивая курс лекций, который читает профессор, студенты обычно говорят, что сначала их ошеломили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания, следовательно, норма обычно предполагает низкий вариант поведения, но...

Другие файлы:

Виды девиации магнитного компаса
Понятие девиации судовых компасов, порядок ее определения. Принцип уничтожения девиации, точность гирокомпаса в соответствии с международными стандарт...

Социологические теории девиации
Понятие и социальные характеристики девиации. Механизм закрепления определений. Роль и процессы социального контроля. Социальные эффекты девиации. Мер...

Интеракционистские, культурологические и конфликтологические теории девиации
Сущность отклоняющегося поведения, теории девиации: неомарксистские идеи Ричарда Куинни; теория криминализации Остина Терка. Перспектива социального и...

Девиации как социально-педагогическая проблема
Проблематика девиации и девиантного поведения. Процесс социализации человека. Типология деструктивного поведения. Социальные причины девиантного повед...

Магнитные компасы
В первом разделе (главы 1—8) изложена теория магнитного компаса и дано обоснование способов компенсации девиации. Во втором разделе (главы 9—11) рассм...