Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Приемы саморегуляции у молодежи

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Сущность социализации личности, индивидуализации и интеграции учащихся. Понятие адаптации молодых людей. Приемы оказания помощи молодежи в освоении саморегуляции, психологической устойчивости и самотерапии. Особенности ментальной дифференциации молодежи.
Краткое сожержание материала:

2

Размещено на

Введение

Наша жизнь меняется каждую секунду: иногда плавно, незаметно, иногда резко, скачкообразно. Это зависит от каждого из нас, от существующих экономических, социальных, культурных отношений, деятельности государственных и общественных институтов. Распад СССР, имевшего большой вес и влияние на международной арене, являвшегося оплотом независимости, дружбы более ста наций и народностей, негативно сказался и сказывается на становлении стран ближнего зарубежья, формировании в них своей власти, экономики, науки, культуры. Созданы пограничные, экономические, таможенные и международные барьеры, установленные не только между государствами, но и между семьями, родственниками, знакомыми и друзьями.

ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МОЛОДЕЖИ

В любой стране в любые времена молодежь сталкивается с проблемами выбора и изучения специальности, трудоустройства, становления, развития и самореализации как личности. Нынешняя неустойчивость экономических, государственных и общественных отношений в странах на постсоветском пространстве многократно затрудняет молодым людям возможность выбора правильного ориентира в жизни, быть успешными и занимать достойное место в социуме.

В молодом возрасте завершается в основном процесс формирования личности в существующих социальных условиях, социальных группах, приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. А это есть не что иное, как социализация личности.

Социализация учащейся молодежи находится, как правило, на стадиях индивидуализации и интеграции:

а) индивидуализация - стремление выделить себя среди других, критически осмыслить общественные нормы поведения;

б) интеграция - отражает желание человека найти свое место в жизни, вписаться в общество.

Механизм социализации личности включает в себя выбор социальных ролей и ролевого поведения. Положение субъекта в системе межличностных отношений рассматривается как социальный статус. Социальный статус устанавливает общество, определяя обязанности, права и привилегии. Молодой человек одновременно исполняет множество ролей: брата, сына, мужа, отца, студента и др. Социальная роль выстраивает поведение, которое ожидается от него в соответствии с его социальным статусом.

Поведение человека регулируется ролевыми требованиями и ожиданиями социального окружения. Жизнь - театр, а мы в ней актеры, но актеры, имеющие собственную аудиторию. Индивид по-разному преподносит себя в том или ином окружении.

Проблемы адаптации молодежи

В молодом возрасте многие социальные роли только осваиваются, так сказать, проходят адаптацию в областях социальной, культурной, профессиональной. Адаптацию следует рассматривать двояко:

а) как достижение устойчивости, стабильности заданных параметров деятельности и личностных характеристик;

б) как активность личности в процессе поиска необходимых ей способов самораскрытия и самореализации.

Как мы уже отмечали ранее, ролевая адаптация осложняется новыми социокультурными условиями в странах бывшего СССР. Проявляются не только сложности, но и дефекты социализации, а именно:

а) формируется устойчивая консервативная установка: «Люди думают не о том, чтобы им жилось хорошо, а о том, чтобы другие не жили лучше»;

б) постепенно теряются присущие нам социокультурные ценности: мечтательность; общинный коллективизм; забота о других; один за всех, все за одного;

в) растет отчужденность людей из-за экономического и социального неравенства, сужается круг общения;

г) все больше проявляется у молодежи социальная аномия, т. е. пренебрежение общественными ценностями, нормами законов и морали;

д) увеличивается число мигрантов и маргиналов среди молодежи, а также людей с девиантным поведением из-за злоупотребления алкоголем, наркотиками, компьютерными играми;

е) мы постепенно глупеем из-за того, что мало читаем классику, меньше размышляем (некогда), работаем не по призванию и профилю, а где больше платят, работаем в нескольких местах (нет достаточного отдыха);

ж) активно насаждаются и внедряются элементы западной культуры;

з) в обществе наряду с общепринятыми социокультурными ценностями действует и процветает субкультура преступного мира: жаргон, татуировки, сленг. Государственные и общественные деятели используют «жаргонизмы» в своих выступлениях в СМИ, процветает блатная романтика, шансон широко представлен на российской эстраде; кино, радио, телевидение, литература буквально тиражируют элементы субкультуры преступного мира;

и) продолжают действовать законы двойных стандартов и жизнь по понятиям: плановую работу не выполняем, а премию получаем; служба в армии - почетная обязанность и одновременно издевательство над молодыми солдатами, что приводит к падению авторитета армейской службы; закон об обязательном среднем образовании повлек за собой рост числа малограмотных, но с аттестатом зрелости.

Кстати, платное обучение в вузах тоже не способствует улучшению подготовки специалистов. В Германии, Франции, Швейцарии обучение в вузах является бесплатным. Во Франции студентов в 2 раза больше, чем в России, в то время как население меньше почти втрое. Там больше проявляют заботу не о штамповке специалистов, а о подготовке полноценных граждан страны, людей, привыкших постоянно работать над собой.

Таким образом, очевидно, что на пути социокультурного самоопределения молодежи в изменяющемся мире много препятствий.

Лучшим лоцманом на этом пути может служить саморегуляция, психологическая устойчивость и самотерапия.

Кратко перечислим некоторые приемы оказания помощи молодежи в освоении этих качеств:

а) ауто - психофизический тренинг по методу Шульца и Джейкобсона;

б) рефлексия, познание себя в особых условиях;

в) использование принципов самотерапии, которые выражены в рекомендациях известных личностей:

в подробностях представить, что уже достиг цели, находишься в будущем (Леонардо да Винчи);

диссоциация, взгляд на проблему со стороны (А. Эйнштейн);

сделай по-другому, альтернатива всегда есть (Демосфен);

объединение трех личностей в одной: мечтатель, критик, реалист (У.Дисней);

г) снижение тонуса центральной нервной системы и артериального давления: резкий вдох и медленный выдох. Повышение тонуса и артериального давления - наоборот;

д) волевое дыхание: спокойно, ровно стоять, дыхание полное. Резко поднять ладони до груди, согнуть руки в локтях, прижать к бокам, свести лопатки, выдох. Делать движения ладонями на уровне плеч, груди, живота, ног и направлять энергию в землю. Появляется уверенность, растет оптимизм;

е) тренинги:

улучшения взаимоотношений с конкретным человеком;

концентрации жизненной энергии: сидя, расслабленно, с закрытыми глазами представить черное небо со светящейся точкой. Приблизить точку, увеличить ее до взрыва, резко открыть глаза;

ж) в решении задач самоопределения и реализации своих возможностей может также помочь коучинг, задачами которого является развитие самого себя, помощь в поддержании баланса между тем, что может человек, и тем, что он хочет, фокусирование на будущем, осуществление большего контроля над своей жизнью, направленность на личностное развитие.

социализация личность адаптация ментальный молодежь

ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Молодежь, как и любая другая социальная группа современного российского общества, вовлечена в процессы серьезных изменений в экономике, политике, культуре, образовании, т.е. во всех сферах жизнедеятельности. Обычно эти изменения отслеживаются в сравнении с предшествующими этапами общественной жизни. В практическом плане значительно более важно, но и значительно более сложно определить более или менее отдаленную перспективу этих изменений, т.е. заглянуть в будущее. Главная трудность состоит в том, что «движение» социальных групп не носит линейного характера и существенно корректируется теми или иными ментальными состояниями (групповое сознание), с одной стороны, детерминируемыми все теми же экономическими, политическими. культурными и т.д. условиями, выступающими в качестве факторов внешней детерминации, а с другой - факторами внутренней детерминации, связанными с интенциональной природой приобретения знаний, с социальными и личностными переживаниями, организацией действий и поступков человека.

Интенциональность выступает как психическое явление, характеризуемое определенной направленностью на объекты жизненного мира человека. Индивидуальные, микрогрупповые и макрогрупповые проявления интенциональности наиболее изменчивы и «чувствительны» к влиянию информационного поля в подростковом, юношеском возрасте и в период ранней зрелости, т.к. в эти периоды происходит интенсивный поиск и оформление жизненных ценностей и смыслов, их «закрепление» и (или) переконструирование (деконструирование, ломка). Социальным результатом этих весьма сложных процессов является расслоение молодежи по доминирующим интенционалъным характеристикам. В соответствии с этим можно выделить «пассионарные», консервативные и неопределившиеся группы молодежи. Понятно,...

Другие файлы:

Совершенствование навыков саморегуляции персонала
Краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции. Место и роль саморегуляции в жизни человека. Методика и диагностика самочувст...

Эмоциональная сфера личности и приемы ее саморегуляции

Изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции
Изучение агрессии как социального явления. Понятие стиля саморегуляции, особенности саморегуляции деятельности. Экспериментальное изучение зависимости...

Саморегуляция личности
Определение, структура и содержание психологической саморегуляции человека, особенности ее протекания в экстремальных условиях. Детерминанты эффективн...

Коррекция саморегуляции у дошкольников с умственной отсталостью посредством целенаправленной игровой деятельности
Исследование аспектов формирования саморегуляции у детей с отклонениями в развитии личности. Разработка коррекционно-развивающей программы с комплексо...