Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Представления об идеальной личности у современного студенчества в условиях модернизации общества

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Современная ситуация развития общества. Представление об идеальном человеке как характеристика внутреннего мира личности. Моральные и духовные ценности как качества, характеризующие идеального человека. Формирование демократической образовательной среды.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Представления об идеальной личности у современного студенчества в условиях модернизации общества

Современная ситуация развития общества показывает, что наибольшее число критериев неблагополучия наблюдается в духовно-нравственной сфере межличностных взаимоотношений. Это касается, в первую очередь, морально-нравственных характеристик общения, взаимоотношений и поведения в системе «человек-человек». Как пишет В.А. Иванников: «Сегодня мы имеем неестественную ситуацию. Разорвана связь детей с семьей. Семья больше - не образец, религия - тоже... Дети часто намеренно избирают ценности и образ жизни, противоречащие общепринятой культуре» [1, с. 55].

Существенной характеристикой внутреннего мира личности является представление об идеальном человеке. Зная, что человек вкладывает в образ идеала, какие качества он выделяет как значимые, что является для него образцом, предметом усвоения и подражания, мы можем предположить специфику его направленности, жизненной позиции, убеждений. Знаменитый швейцарский психолог М. Люшер считал, что представление об идеальном человеке - это не какая-то определенная цель, которую можно достичь (т.е. стать точно такой же личностью), а это вспомогательное ориентирующее средство, указывающее подобно дорожному указателю то направление, в котором должен двигаться человек [2].

Как известно, представление об идеальном человеке наиболее осознанно начинает формироваться в подростковом возрасте: подросток понимает, что является для него образцовым, какие общечеловеческие ценности и качества значимы, ориентируясь на кого, он будет строить свою жизнь и свое поведение. В этой связи изучение содержательных характеристик представлений современных подростков об идеальном человеке поможет нам понять, какие воспитательные воздействия, методы, способы являются наиболее эффективными для формирования нравственно-духовной сферы личности подростка.

Для выявления содержательных характеристик образа идеального человека у современных подростков нами была предпринята попытка эмпирического исследования, которое включало в себя 2 метода: социологический опрос подростков и проективный метод (методика «Коллаж») [3]. В исследовании приняло участие 227 подростков в возрасте от 10 до 16 лет.

Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что общими доминирующими качествами идеального человека в представлениях подростков всех половозрастных групп являются такие характеристики как «аккуратность» (75%), «доброта» (71%), «вежливость» (66%) и «здоровье» (65%). На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в этом возрасте общечеловеческие ценности (доброта, вежливость), являются актуальными и «непреходящими». В то время как «аккуратность» может выступать основной нормой, которая «сопровождает» подростков и в семье, и в школе, как главное требование, предъявляемое детям разными социальными институтами. Приписывание характеристики «здоровье» идеальному человеку является, на наш взгляд, результатом широкой пропаганды СМИ, системой образования и др., здорового образа жизни.

Результаты проективного метода показали, что дети 10-16 лет, ориентируясь на визуальные образы, приписывают идеальному человеку эмоционально окрашенные характеристики и других сфер жизнедеятельности (материальная сторона жизни, активизация внимания на внешний вид, поверхностное общение, ничего незначащие взаимоотношения и т.д.). Мы предполагаем, что это может быть связано с активным включением подростков в жизнь взрослых людей, принятия их поведения, образцов взаимоотношений. Также это может быть связано с неравномерностью и неадекватностью психического развития подростков, неуправляемостью этого процесса со стороны взрослых. Все это является тем обстоятельством, которое позволяет подросткам вести себя неадекватным образом (бездуховность в отношениях, активность в материальных отношения, нивелировка внутренних качеств).

Так, результаты проективной методики «Коллаж» показали, что наиболее значимыми характеристиками в представлениях об идеальном человеке у наших респондентов являются категории - «красота, внешняя привлекательность» и «материальное благополучие». Об этом свидетельствуют наиболее часто используемые в характеристиках идеального человека словосочетания: «дорогая парфюмерия», «качественная косметика», «модная одежда», «наличие автомобиля, красивого дома», «много денег» и т.д. Тот факт, что подростки осознанно представляют данные категории значимыми элементами образа идеального человека, подтверждается проведенным контент-анализом данных и используемыми методами математической статистики.

Анализ психологического портрета идеального человека, выявленного у респондентов, показал, что число качеств, приписываемых идеальному человеку, минимально; 57 % подростков использовали неполные, неопределенные, недифференцированные характеристики (например, «хороший по характеру», «супер», «классный человек» и т.д.). Психологический портрет идеального человека, составленный 43 % подростков включал в себя только 6 качеств: доброта (названа в 22% текстовых комментариев), ум (14%), юмор (9%), уверенность в себе (8%), целеустремленность (6%), общительность (4%).

В ходе исследования обнаружено, что моральные и духовные ценности как качества, характеризующие идеального человека, встречаются только у 2% испытуемых. Гуманистические, экзистенциальные ценности («альтруизм», «свобода», «независимость», «творчество» и др.), а также психологические характеристики духовно-нравственного развития личности («душевное спокойствие», «гармония», «самореализация» и др.) представлены только двумя категориями - «свобода» и «вера в Бога» - и встречаются всего у 4% респондентов.

Следует также отметить, что всего у 6% респондентов в образе идеального человека представлены такие категории, как «учеба, образование», «работа, труд», «профессиональная успешность», следовательно, они не являются доминирующими и ценными для подростков. Вместе с тем, более значимыми являются такие категории как «развлечения» (46% - в группе старших подростков) и «:отдых, путешествия» (18%). Следовательно, в представлениях испытуемых подростков основными характеристиками времяпровождения идеального человека выступает «отдых» и «развлечения».

В результате анализа данных нашего исследования выявлен упрощенный и в тоже время противоречивый и конфликтный характер представлений об идеальном человеке у подростков. Так, сравнительный анализ результатов анкетирования и методики «Коллаж» показал, что в представлениях исследуемых подростков об идеальном человеке наблюдается некоторая раздвоенность: совмещение двух систем ценностей - явно подчеркнутая значимость материальных ценностей и физической привлекательности, игнорирование духовных и выделение чисто внешних характеристик поведения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в представлениях респондентов весь спектр содержательных качеств идеального человека сводится лишь к поверхностным внешним характеристикам, физической привлекательности и материальному богатству, достижение которых видится главным смыслом жизни. Моральные и духовные ценности и характеристики не являются значимыми элементами образа идеального человека, не представлены в словаре подростков, и, очевидно, не являются ориентиром и самоцелью для подростков в период формирования их личности.

Таким образом, содержательные характеристики представления об идеальном человеке у современных подростков имеют свою специфику и формируются через преломление группового общественного сознания. В связи с этим, как замечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе и в его сознании. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни» [4, с. 146].

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют не только теоретическое значение, но и могут быть использованы для решения практических задач в области воспитания, развития и коррекции нравственного сознания подростков.

В условиях растущей взаимозависимости между народами все более важное значения приобретают умения жить в гармонии с окружающим миром и уважать различные этносы, языки и культуры. Мы все без исключения являемся творцами глобального процесса взаимодействия разных культур, поскольку живем в постоянном взаимодействии и коммуникации с другими людьми.

Современное образовательное пространство представлено многими новыми инновационными политическими и культурологическими концепциями, условно объединенных под названием многокультурности, поликультурности, мультикультурализма. В современных условиях существует благоприятная атмосфера для внедрения принципов многокультурного образования.

Цель нашего исследования заключается в изучении межкультурных аспектов музейной педагогики в контексте формирования демократической образовательной среды.

Музейная педагогика основывается на современной философии образования, в частности, на принципах постмодерна, что предусматривает отход от рационализма и прагматизма и обращение к диалогу, взаимодействию между людьми, взаимообогащение, поликультурное понимание планетарной среды [3, с. 13].

Данные положения раскрывают идеи конструктивизма и культурного многообразия, вопросы выработки собственных взглядов на разнообразные элементы учебной информации: факты события, явления и неоднозначность их интерпретации в процессе культурного развития.

Многокультурное общество характеризуется многообразием наций, религий, традиций и мировоззренческих установок. Гарм...

Другие файлы:

Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект
Самоидентификация личности как объект социологического анализа. Понятие "студенчество" в контексте социологии культуры. Направления самоидентификации...

Особенности социальной модернизации в современной России
Социально-философское исследование правовой культуры в условиях общественной модернизации России. Характерные черты традиционного и современного общес...

Связь типа учебного заведения с мотивацией студента в условиях реформы
Влияние типа профессиональной деятельности на процесс становления самосознания личности. Построение модели психологического сопровождения в условиях м...

Материальное положение студентов Воронежского университета.
Сборник посвящен повседневной жизни студенчества в 1920-е годы: состав студенчества, жилищные условия, имущество, питание, состояние здоровья, источни...

Место философии в системе образования в условиях глобального обществ
Основные методы философии как фундаментальная основа современного образования. Направления модернизации философского образования в условиях глобализац...