Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Осуществление социальных прав детей-инвалидов России на федеральном и региональном уровне

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Осуществление социальных прав детей инвалидов России на федеральном и региональном уровне
    • 1.1 Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы
    • 1.2 Социальные права детей-инвалидов в рамках законодательной базы Российской Федерации
    • 1.3 Обеспечение прав детей-инвалидов и членов их семей в Волгоградской области
    • Глава 2. Обеспечение социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда
    • 2.1 Опыт деятельности ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда по работе с детьми-инвалидами
    • 2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда
    • 2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов
    • Заключение
    • Выводы
    • Список литературы
    • Приложение

Размещено на

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что происходящая в России радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей-инвалидов. Ухудшение состояния социальной сферы РФ и возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями способствовали формированию целой социальной группы - детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

Согласно статистической информации, представленной Госкомстатом РФ, за последнее годы частота детской инвалидности в России несколько снизилась, составив к 1 января 2009 г. 515 тыс. чел. или 197,6 детей на 10 тыс. чел. По мнению А.Е. Лысенко тенденция снижения количество детей-инвалидов связана с тем, что, во-первых, сократилась общая рождаемость по стране, во-вторых, с проблемами установления инвалидности детям [29].

В соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья [2]. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей-инвалидов, переходящих в разной степени под его попечительство. Не случайно с конца 1990-х годов социальная политика в нашем государстве осуществляется на так называемой «социальной модели инвалидности», которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка-инвалида, но и его социальную интеграцию. Одновременно, социальная защита детей с ограниченными возможностями является не только государственной задачей, но и одной из главных проблем формирующегося гражданского общества. В этом смысле социальная защита детей-инвалидов выступает важнейшей общественной функцией социума в целом.

В современных условиях социальная защита детей-инвалидов перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой выступает исследование как системы социальной защиты детей-инвалидов, так и направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (в частности, федеральной и региональной).

Таким образом, актуальность исследования проблем обеспечения социальных прав детей-инвалидов на государственном уровне, предопределяется в значительной степени потребностями практического совершенствования законодательных гарантий обеспечения прав детей с ограниченными возможностями в РФ в условиях продолжающейся общественной трансформации.

Степень разработанности проблемы. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями, к их социальным проблемам, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.

Вопросы обеспечения социальных прав детей с ограниченными возможностями рассматриваются в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей.

Среди зарубежных авторов необходимо упомянуть Баркера И., Билсона Э. [47], Вернера Д. [49], Синклера И. [48], Уайта К. [50], в публикациях которых освещались общетеоретические вопросы социальной защиты детей в целом, и детей-инвалидов, в частности. Наиболее полными и представляющими практический интерес для специалистов, занимающихся детьми-инвалидами, являются публикации Д. Вернера.

Научная разработка проблем социальной защиты детей-инвалидов в российских исследованиях отражает во многом эволюцию оценки общественной значимости этого вопроса в нашей стране в целом. С начала 2000 г., по проблемам социальной защиты детей-инвалидов появляются как специальные социологические исследования, так и фундаментальные разработки экономических, социально-психологических, педагогических и правовых аспектов проблемы. Среди экономических работ необходимо отметить работы Кулагиной Е.В. [28], среди социально-правовых - работы Егуповой М.А. [22], Калимуллиной Э.Р. [23, 24], среди социально-педагогических - труды В.М. Басовой, С.В. Бойцовой [18], М.А. Гулиной [21], Т. Е. Кокориной, Н. Н. Сергиенко, Л. В. Салиной [26], Г.Ф. Нестеровой, С.С. Лебедевой, С.В. Васильева [34] и т.д.

Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы А.Н. Аверина [14], Т.П.Аргуновой [15], М.Н. Кичеровой [24], Е.Л. Луценко [28], Т.А. Макаровой [30], Э.И. Тюриной, Н.Ю. Кучуковой, Е.А. Пенцовой [39], Т. В. Чепель, Г. А. Аристовой, Р. Н. Яковлевой [42], В.Ярской [46] и др.

Медико-социальные особенности детской инвалидности в целом, вопросы их реабилитации отражены в работах А.П. Базарон, Ю.Ю. Шурыгиной [16], В.Н. Мериновой [32], Н.Ю. Перепелкиной, О.Г. Павловской, Т.В. Николаевой, Е.Ф. Судоргиной [36], В.С. Ткаченко [38], В.И. Щемелевой [45] и т.д.

В целом, можно сделать вывод, что в отечественной литературе проблема социальной защиты детей с ограниченными возможностями, ее сущности и содержания, влияния социальных факторов на развитие детей-инвалидов разработана достаточно полно. Но при этом, недостаточно изучена проблема совершенствования системы социальной защиты детей-инвалидов. Практически нет работ, посвященных региональным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этим процессом.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являлись дети-инвалиды как специфическая социальная группа.

Предмет исследования: проблема законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России на федеральном и региональном уровне.

Цель - исследовать механизм обеспечения прав детей-инвалидов в России и выявить основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав данной категории детей в современных условиях.

В выпускной квалификационной работе были выдвинуты следующие задачи:

- определить специфику детей с ограниченными возможностями как социальной группы;

- раскрыть социальные права детей-инвалидов в рамках законодательной базы Российской Федерации;

- рассмотреть обеспечение социальных прав детей-инвалидов и членов их семей в Волгоградской области;

- проанализировать опыт деятельности ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда по работе с детьми-инвалидами;

- оценить обеспечение социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» г. Волгограда;

- выявить основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов.

Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов как федерального, так регионального уровней, затрагивающих проблемы социальной защиты детей-инвалидов, метод статистического анализа. Эмпирические методы: наблюдение и интервьюирование (N = 20 респондентов).

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней исследуются законодательные гарантии обеспечения социальных прав детей-инвалидов в РФ и выявляются их основные недостатки. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в выработке социальных программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями. Они могут использоваться при разработке и оценке региональных и местных программ и проектов в области государственной социальной политики относительно детей-инвалидов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, выводов, списка литературы, приложения и выполнена на 71 страницах компьютерного текста.

Глава 1. Осуществление социальных прав детей инвалидов России на федеральном и региональном уровне

1.1 Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы

Другие файлы:

Технология социальной работы с инвалидами
Понятие инвалидности, его виды. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов. Анализ социальной работы с инвалидами на региональном уровне...

Анализ основных показателей бюджета на федеральном и региональном уровне
Аспекты деятельности федерального бюджета, его место, значение и функции в бюджетной системе. Проблема сбалансированности бюджета. Бюджетная политика...

Исследование правового аспекта приемной семьи
Способы решения проблемы социального сиротства на федеральном и региональном уровне. Правовая природа, значение и история развития института опеки или...

Развитие межбюджетных отношений на федеральном региональном, местном уровне

Психолого-педагогические особенности адаптации детей-инвалидов в современном обществе
Психологические особенности детей-инвалидов. Проблема развития детей с детским церебральным параличом. Региональный опыт практического решения проблем...