Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Особенности профессионального самоопределения студентов очного отделения, совмещающих учебу с работой

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Профессиональное определение в процессе социализации личности. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы трудовой занятости студентов. Проблемы совмещения учёбы и работы у студентов дневной формы обучения Физико-технологического института.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина" Физико-технологический институт Кафедра социальной безопасности

Выпускная квалификационная работа на тему:

"Особенности профессионального самоопределения студентов очного отделения, совмещающих учебу с работой"

Екатеринбург 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к вопросу профессионального становления человека

1.1 Профессиональное самоопределение. Исторический аспект

1.2 Профессиональное самоопределение в процессе социализации личности

1.3 Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы трудовой занятости студентов

1.4 Проблемы совмещения учёбы и работы у студентов дневной формы обучения

Глава 2. Исследование и анализ особенностей социальных проблем студентов дневной формы обучения, совмещающих учёбу с работой

2.1 Анализ результатов анкетирования студентов Физико-технологического института

2.2 Анализ результатов экспертного интервью руководителей структурных подразделений УрФУ

2.3 Практические рекомендации по повышению эффективности профессионального самоопределения студентов

Глава 3. Рациональное природопользование в процессе трудовой занятости студентов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Тема работы: Особенности профессионального самоопределения студентов очного отделения, совмещающих учебу с работой (на примере ФТИ).

Актуальность темы. Будущее России в решающей степени определяется качественным потенциалом населения, в первую очередь его профессиональными и деловыми характеристиками. Основную роль в формировании этого потенциала играет система высшего профессионального образования. Эффективность этой системы во многом зависит от оптимального сочетания теоретических знаний и практических навыков, получаемых студентами в процессе обучения. Возможность совмещения обучения в вузе с работой на производстве в советские времена реализовалась в основном через обучение на вечерних и заочных отделениях вузов. В последние годы наметилась тенденция к сокращению доли вечернего и заочного обучения. Однако одновременно резко увеличилась доля студентов очного отделения, совмещающих работу и учебу. Это вызвано целым рядом факторов, главные среди которых:

* расширение практики коммерческого (платного) образования;

* резкое уменьшение относительной величины стипендий и сокращение числа студентов, получающих стипендию;

* уменьшение возможности помощи со стороны родителей в связи с резким сокращением реальных доходов большинства семей;

* расширение сферы платных досуговых услуг для студентов, а также повышение доступности товаров престижного потребления (модная одежда, радиоаппаратура, автомобили и т.д.).

Если в 60-80-е годы студент, получая стипендию 35-70 рублей, мог в принципе прокормить себя, а работая в летних студенческих отрядах, заработок в которых иногда составлял до 2000 руб. в месяц, мог обеспечить удовлетворение основных культурных потребностей в течение года, то теперь стипендия нередко не покрывает даже транспортных расходов. Кроме того, некоторые студенты вынуждены помогать родителям, в то время как раньше большинство родителей имели реальную возможность содержать своих детей в период обучения в вузе.

Поиск работы в студенческие годы стал повсеместным явлением. Большинство студентов стремятся найти заработок по специальности, с тем, чтобы не только совершенствовать свои профессиональные навыки, но и обеспечить себе работу по окончании вуза.

Массовый процесс поиска работы студентами очниками порождает целый ряд социальных проблем.

* Во-первых, занятость, отвлекая студентов от процесса учебы, может понижать их успеваемость и уровень подготовки, что в конечном итоге скажется на интеллектуальном потенциале общества. Чрезмерная нагрузка может отрицательно сказаться на здоровье студентов.

* Во-вторых, массовая занятость требует совершенствования учебного процесса, поскольку студенты на работе сталкиваются с массой вопросов, ответы на которые они не всегда находят в учебных курсах.

* В-третьих, далеко не у всех студентов их подработка совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Связано это с низкой ориентацией части студентов на специальность, а так же с тем, что далеко не все могут найти соответствующее их интересам место работы. Если нельзя избежать подработки в процессе учебы, то студенты должны иметь возможность работать по специальности.

Таким образом, в условиях современной России социальная проблема связана не столько с самим фактом работы студентов, сколько с тем, что значительная часть работающих студентов занята в отраслях, далеких от получаемой ими профессии. Решение социальных проблем, возникающих в связи с занятостью студентов, невозможно без получения информации, источником которой могут быть социологические исследования.

Следует отметить важный на наш взгляд аспект социальной безопасности в особенностях профессионального самоопределения студентов очного отделения, совмещающих учебу с работой

Проблемы современной молодёжи являются одними из наиболее актуальных в сфере социальной безопасности сегодня. Проблемы молодого поколения волнуют специалистов во многих странах мира, в том числе и в России. Молодёжь является одним из основных ресурсов воспроизведения общества в различных его аспектах: демографическом, экономическом, политическом, культурном и т.д. "Сегодня молодёжь России составляет 36 млн человек, и при этом будущее страны будет зависеть от того, насколько подготовленными окажутся будущие специалисты".

Система высшего образования направлена на то, чтобы обучить, подготовить квалифицированного специалиста и результатом этой подготовки должно быть профессиональное самоопределение и трудоустройство молодого кадра по специальности. Сегодня большое количество молодых специалистов идут работать не по специальности, покидают родину, а так же просто не отвечают требованиям качества для работы по специальности. Данные проблемы порождают множество угроз с точки зрения социальной безопасности. А именно, "утечку кадров", риски от неквалифицированной работы недоученных, или плохо обучившихся специалистов, риски безработицы никому не нужных кадров, повышение показателя алкоголя потребления среди молодёжи, а данный показатель является основным криминогенным фактором и т.д.

Проблема профессионального самоопределения студентов является частью проблемы социальной безопасности молодёжи, ведь от того как трудоустроится молодёжь, как она будет трудиться - будет зависеть многое в жизни страны. Будет это официальный труд по специальности, или временные не всегда легитимные заработки. Молодое работающее население ведь должно будет кормить социально не защищенное население, пенсионеров, детей. От работы сегодня в дальнейшем будет зависеть пенсия в старости, хотя об этом конечно, молодёжь почти не задумывается.

Опасностей и угроз, подстерегающих молодёжь великое множество, одним из важных факторов социальной безопасности молодёжи является её успешное профессиональное самоопределение.

Для студентов очной формы обучения проблемы материального обеспечения особенно актуальны. Если у студентов заочного и дистанционного типа обучения явно есть время работать, и они сознательно идут на такой график учёбы, чтобы учиться по вечерам или заочно сдавать экзамены, то у очников совершенно другая ситуация. Всё время студенты дневной формы обучения тратят в основном время на посещение лекций и практических занятий. Поэтому им некогда работать, попробовать свои силы в той сфере, по которой они получают знания. Зачастую они заканчивают вуз, не имея представления о реальной работе по своей специальности, а если и имеют, то зачастую очень ограниченное и не адекватное реальности.

Содействовать и помогать в профессиональном самоопределении студентов очного отделения, совмещающих учебу с работой просто необходимо с точки зрения социальной безопасности молодёжи и общества в целом.

Изученность проблемы. С одной стороны тема трудовой занятости студентов стара как мир. Ещё Достоевский писал про студента Раскольникова, который совмещал учёбу и различный дополнительный заработок типа репетиторства по причине тотальной нехватки средств к существованию. Можно было бы предположить, что столь плачевное материальное положение студента, описанное Достоевским, явление маргинальное и экстремальное. Однако, обратившись к тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского [2], которую Горький назвал "целой эпопеей русской жизни", мы обнаруживаем в третьей и четвертой частях ("Студенты" и "Инженеры") почти такую же картину. Для большинства студентов, помимо родительских денег, основными источниками средств существования были репетиторство, гувернерство, частные уроки, переводы, работа переписчиком. Большая часть этих видов деятельности не имела никакого отношения к профессиям, которым студенты обучались в институтах. Значит, о том, что эта работа помогала молодым людям в овладении будущей профессией, говорить не приходится. Скорее студенты использовали для выживания культурные ресурсы, которые они...

Другие файлы:

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Изучение проблемы профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов. Выбор профессии как показатель духовной культуры л...

Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогическом аспекте данной проблемы. Уровни реализации имеющихся профессиональных во...

Становление профессионального сознания студентов
Понятие о профессиональном самоопределении личности. Проблема профессионального становления студентов. Психологические свойства личности в студенческо...

Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников
Понятие и трудности профессионального самоопределения, условия и факторы его формирование. Влияние индивидуально-психологических, социально-демографич...

Проблема самоопределения старших школьников в современных условиях
Сущность, типы и уровни самоопределения. Особенности формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Исследование ценно...