Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Особенности влияния СМИ на культуру речи современной молодежи

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Теоретические основы изучения влияния средств массовой информации (СМИ) на современную молодежь. СМИ как социальный институт, их виды. Особенности влияния прессы на культуру речи современного молодого поколения. Проведение социологического анализа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

43

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ" (МИИТ)

Гуманитарный институт

Кафедра "Психология, социология, государственное и муниципальное управление"

Специальность "Государственное и муниципальное управление"

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Особенности влияния СМИ на культуру речи современной молодежи"

Выполнила Гасилкина А.А.

Проверил к. с. н., доцент

Сазонова А.Л.

Москва 2013

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы изучения влияния СМИ на современную молодежь
  • 1.1 Средства массовой информации как социальный институт; их виды
  • 1.2 Факторы влияния СМИ на современную молодежь
  • Глава II. Социологический анализ влияния СМИ на культуру речи современной молодежи
  • 2.1 Тенденции влияния СМИ на культуру речи молодежи по результатам исследований
  • 2.2 Особенности влияния прессы на культуру речи молодого поколения
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно,это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто.

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, речи, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является современная молодежь, и, конкретно, учащаяся.

Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

Социальный и духовный мир молодого поколения формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (среда воспитания), школа (образовательная система), государство (политическая среда), средства массовой информации (медиасистема и среда).

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей, языковой культуры подрастающего поколения.

Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15-20 лет, значительно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации, формирования культуры речи и мировоззрения современного поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.

Отсутствие единых стандартов относительно силы воздействия СМИ приводит к выводу о том, что воздействие может варьироваться от очень незначительного до довольно сильного в зависимости от конкретных обстоятельств и сложившейся ситуации в обществе. Гораздо сложнее повлиять на принятие решений в обществе со стабильной политической и экономической ситуацией.

СМИ в условиях рынка утратили свои важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, формирования культуры речи, просвещения. Сегодняшние СМИ - это бизнес, главная цель которого, извлечение и получение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг - таким образом, сместился центр тяжести.

Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.

Вопросами влияния СМИ на сознание людей занимались зарубежные исследователи: Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортегаи Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Д. Рашкофф и др. В России эту проблему исследовали представители семиотики, языкознания, психологии: М. Бахтин, Ю. Тынянов, Л. Выготский, Ю. Лотман, В. Библер, В. Михалкович, М. Ямпольский, А. Якимович. Так же можно обратиться к теоретическим основам изучаемой проблемы, к трудам известных ученых-лингвистов: В.Г. Гака, Н.М. Шанского, Л.В. Сахарного. Вместе с тем тщательно изучить молодежный сленг в публикациях СМИ, Интернета и непосредственно в живой речи.

В последнее десятилетие в условиях постсоветской демократической России появилось немало интересных работ А. Андреева, О. Астафьевой, Е. Баразговой, А. Грабельникова, Е. Дьяковой, Л. Закса, Я. Засурского, М. Жабского, С. КараМурзы, А. Кирилловой, М. Ковалевой, А. Короченского, которые исследуют непростые пути информатизации общества, взаимоотношения СМИ и власти, влияние СМИ на современную молодежь.

Теме молодежи уделяется большое внимание, важное место в которой занимает культура речи, что является основой для формирования личности и формированию нравственности. Особую роль в формировании культуры поведения выполняют учреждения культуры. Эти вопросы являются предметом научного интереса Азаровой Р.Н., Жарковой Л.С., Иконниковой С.Н. и других.

Но задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. Таким образом, естественно, возрастает информационное влияние.

Объектом исследования является СМИ как инструмент воздействия на культуру речи человека.

Предмет исследования - процесс влияния средств массовой информации на культуру речи современной молодежи.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание современной молодежи. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1. Исследовать воздействие СМИ на культуру речи современной молодежи.

2. Рассмотреть позитивное и негативное влияние СМИ на молодежь.

Методы исследования:

1. анализ научной литературы;

2. психодиагностический;

Глава I. Теоретические основы изучения влияния СМИ на современную молодежь

1.1 Средства массовой информации как социальный институт; их виды

Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам.

СМИ - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ - это публичность, наличие специальных технических средств, непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи, сообщения, статье.

Понятие "средств массовой информации”не следует отождествлять с понятием "средств массовой коммуникации”. Это не верно, так как СМК характеризует более широкий спектр массовых средств. К ним можно отнести кино, театр, цирк, оперу, концерт и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также и технические средства, такие как телефон, телеграф, телетайп ТЕЛЕТАЙП [< гр. tele - далеко + англ. type - писать на машинке] - приемно-передающий буквопечатающий телеграфный аппарат с клавиатурой, используемый для передачи сообщений по каналам связи, а также для ввода-вывода информации в автоматизированных системах обработки данных. , кабельное и спутниковое ТВ, кино, компьютерные каналы и др.

Другие файлы:

Исследование влияния средств массовой информации на поведение современной молодежи (метод анкетирования)
Средства массовой информации: понятия, виды, структура. Особенности влияния средств массовой информации на социализацию современной молодежи. Анкетиро...

Исследование отношения современной российской учащейся молодежи к аниме
Особенности культуры аниме, история ее распространения в мире и России. Изучение мнения молодежи о положительных и отрицательных сторонах японской ани...

Ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи и брака
Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современн...

Духовно-нравственное воспитание современной молодежи
Анализ роли церкви и государства в воспитании современной молодежи. Актуализация системы общенациональных ценностей как приоритетная задача политическ...

Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации
Идентификация современной молодежи. Переоценка культурных ценностей и норм. Отражение в молодежной субкультуре. Критерии, определяющие самооценку совр...