Основные направления совершенствования коммуникативной толерантности социальных работников и критерии их эффективности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Коммуникативная толерантность в профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Современные подходы к определению коммуникативной толерантности
1.2 Место и роль коммуникативной толерантности в профессиональной деятельности социальных работников
Глава 2. Учреждения социальной сферы как субъект формирования коммуникативной толерантности социальных работников
2.1 Формирование коммуникативной толерантности в профессиональной деятельности социальных работников: отечественный и зарубежный опыт
2.2 Саратовская модель формирования коммуникативной толерантности в профессиональной деятельности социальных работников
Глава 3. Основные направления совершенствования коммуникативной толерантности социальных работников и критерии их эффективности
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
коммуникативный толерантность социальный работник
Сегодня социальная работа - одна из самых востребованных профессий на рынке труда. Это связано, прежде всего, с изменением приоритетов в государственной политике, динамичным развитием социальной сферы России. В России должность социальных работников официально утверждена только в 1991 г. по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете министров РФ. Новые приоритеты в социальной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают к поиску новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей специалистов социальной сферы, их познавательно-ценностных интересов и профессиональное развитие личности.
Проблема выявления критериев профессиональной деятельности социального работника является одной из наиболее актуальных. Одной из составляющих успешной коммуникации с клиентом является наличие и высокий уровень развития коммуникативной толерантности социальных работников.
Понятие «толерантность» в большинстве источников отождествляется с понятием «терпимость», которое рассматривается как психологическая готовность к пониманию и принятию чего-то иного, не свойственного конкретному человеку - мнения, образа мыслей, поведения и др. Демократизация общества, социальное расслоение привели к тому, что социальные взаимодействия стали многоуровневыми и разноплановыми. В этих условиях толерантность становиться жизненно-необходимым личностным качеством. А для специалистов «помогающих профессий», в том числе и социальная работа, толерантность и ее составляющие представляет собой одну из ключевых компетенций. Проблема исследования коммуникативной толерантности особенно актуализируется на этапе становления в России профессии «Социальная работа».
Объектом исследования является социальная работа как профессиональная деятельность. Предметом исследования в квалификационной работе является коммуникативная толерантность социальных работников как критерий профессиональной деятельности.
Целью работы является теоретический анализ, эмпирическое исследование и разработка практических рекомендаций по совершенствованию коммуникативной толерантности у социальных работников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить критерии профессиональной деятельности социального работника;
- выявить сущность и структуру понятия «коммуникативная толерантность»;
- изучить отечественный и зарубежный опыт подготовки социальных работников;
- определить уровень коммуникативной толерантности у социальных работников и у студентов-выпускников направления «Социальная работа»;
- разработать программу совершенствования коммуникативной толерантности для социальных работников.
Гипотеза исследования:
1. Коммуникативная толерантность выступает в качестве одного из критериев профессиональной деятельности социального работника;
2. Специалисты учреждений социальной защиты населения с различным опытом работы в социальной сфере дифференцируются по уровню сформированности коммуникативной толерантности;
3. Личностные особенности клиентов оказывают влияние на успешность коммуникативного взаимодействия со специалистами социальной сферы.
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается не так давно, интерес теоретиков и практиков привлекают самые разные ее аспекты. В частности, рассматриваются общефилософские и социокультурные вопросы толерантности (Ю. Бромлей, Р. Р. Валитова, И. Б. Гасанова, В. А. Лекторский, М. Мчедлов, Л. В. Скворцов, В. В. Шалин), предлагаются различные теоретико-методологические подходы к созданию педагогики и психологии толерантности (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. А. Тишков, А. У. Хараш и др.), сделана попытка психолого-педагогического анализа данной темы (Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, О. Б. Скрябина и др.) Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы в психологии.- 2007.- №2. С. 15-27. .
В переводе с латинского «толерантность» означает «терпимость, переносимость, снисходительность к чему-либо или к кому-либо» Победа Н. А. Толерантность смыслы и социологическая интерпретация // Социологические исследования. - 2007. -№2. С. 13-27.. Можно отметить многообразие понятия «толерантность» и необходимость его изучения с учетом специфики контекста изучаемого явления. В. А. Петрицкий считает, что толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживанииАхмеджанова Э.Р. Толерантность или терпимость подростков.- Режим доступа: http: www.childpsy.ru/index.
В. А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания: 1. безразличие к существованию различных взглядов и практик; 2. невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого одновременно невозможно понять); 3. снисхождение к слабости других, сочетающихся с долей призрения к ним; 4. расширение собственного опыта и критический диалог.
Некоторые авторы (К. Лоренц, Э. Фромм) считают, что ранним системообразующим, преимущественно биологическим по своему содержанию является состояние терпимости, а развитие социальной структуры порождает такое отношение как нетерпимость. В противовес этой концепции существует мнение других авторов (Б. Ф. Поршнев, А. П. Назаретян), которые считают первичным, объединяющим человеческое сообщество состояние нетерпимости, которое при развитии социума, формирует терпимость Григорян А.А. Подходы к определению понятия «толерантность» в современных исследованиях. - Режим доступа: http:www.main.isuct.ru/files//publ/vgf/.html .
Наиболее частая трактовка толерантности в психологии звучит следующим образом: «Толерантность - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» Зинченко В.Г. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая толерантность? // Вопросы психологии. - 2007. - №6. С. 3-12. . По мнению А.Г. Асмолова, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение Асмолов А.Г. «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности». - Режим доступа: http:www.kultura-portal.ru/tree_new.
В социальной психологии толерантность понимается, прежде всего, как терпимость к каким-либо отличиям -- этническим, национальным, религиозным, расовым и др.
На основе семантического анализа различают несколько видов толерантности Липатов В.А. Семантические подходы к определению социальной толерантности.- Режим доступа: http: www. religare.ru :
1. социально-экономическую толерантность (отношение и восприятие простых граждан к бизнесу, толерантность между представителями малообеспеченных и высокообеспеченных групп, элитами и массами);
2. управленческую толерантность (отношения руководства-подчинения, вопросы по формированию корпоративной идентификации);
3. политическую толерантность (мнение общества по проведению той или иной политики государства, терпимость к любой форме правления);
4. этническую и межкультурную толерантность (терпение к различным представителям этносов, уважение культуры любой страны и любого народа);
5. межконфессиональную толерантность;
6. гендерную толерантность (в основе формирования гендерной толерантности лежит принцип человеческого равноправия).
В психологической литературе встречается рассмотрение толерантности как социального отношения и социальных установок. М. С. Мацковский определяет толерантность как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» Н. В. Недорезова рассматривает толерант...
Формирование межэтнической толерантности у школьников
Описание основных методов и приемов, способствующих процессу формирования межэтнической толерантности у младших школьников. Содержание данных методик,...
Основные направления совершенствования организационного поведения сотрудников ООО Самараинтур
Понятие и виды стилей руководства в организационном поведении, критерии их эффективности. Анализ стиля взаимодействия сотрудников в коллективе и оценк...
Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности
В коллективной монографии осуществлён опыт лингвокультурологического исследования толерантности и интолерантности как коммуникативной категории, выявл...
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ
Понятие и цели социального прогнозирования в современном обществе. Теоретические основы социального нормирования и анализ его основных показателей в с...
Разработка стратегического плана маркетинга
Основные направления стратегии маркетинга, подходы к ее формированию и оценка практической эффективности, критерии выбора и этапы разработок. Анализ и...