Основные направления деятельности ГУ "Тверской областной центр "Семья"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьей группы риска
1.1 Семья группы риска как социальный феномен
1.2 Причины и показатели семейного неблагополучия
1.3 Теоретические модели социальной работы с семьей группы риска в России и за рубежом
Выводы по главе 1
Глава 2. Формы и методы психосоциальной поддержки семьи группы риска
2.1 Организационные основы деятельности центров психосоциальной помощи семье и детям
2.2 Основные направления деятельности ГУ "Тверской областной центр "Семья"
2.3 Перспективы развития психосоциальной поддержки семье группы риска
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Семья - это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1 миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растет преступность и, что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе.
В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям.
Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и зашита государства не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в реализации государственной семейной политики, в том числе системы организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.
Актуальность темы состоит в том, что существует противоречие назревшей необходимости выявления проблем семьи "группы риска" и оказание ей психосоциальной поддержки, что обеспечивает непрерывность в работе с семьями "группы риска" с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психологического, социального, правового, интеллектуального и т.д.).
Следует отметить, что особенности социально-психологической поддержки семей, относящихся к "группе риска", в последние годы посвящено немало работ. И, тем не менее, вопрос нельзя считать закрытым. За последние годы появилось много публикаций и материалов, в которых исследуются отдельные причины и показатели семейного неблагополучия. Также несомненный интерес представляют результаты различных социологических исследований, которые позволили не только получить достоверную картину социальных изменений молодежи в наше время в различных ситуациях, но и выявить новые причины и факторы, влияющие на этот процесс. Последнее представляется особенно важным для социальной работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, так как семья является одним из институтов по воспитанию и развитию ребенка.
Объект исследования - семья "группы риска" как социальный феномен.
Предмет исследования - психосоциальная поддержка семьи "групп риска".
Цель исследования - раскрыть теоретические основы социальной поддержки семьи "группы риска", а также, проанализировав практическую работу ГУ "Тверской областной центр "Семья" социального обслуживания, сформулировать рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности семей, относящихся к "группе риска";
- определить причины и показатели семейного неблагополучия;
- рассмотреть опыт социальной поддержки семей "группы риска" в России и за рубежом;
- изучить опыт деятельности ГУ Тверского областного центра "Семья";
- разработать рекомендации по улучшению работы с семьей "группы риска" в различных ее проявлениях.
Научная разработанность дипломного проекта состоит в изучении трудов ведущих психологов, социологов, социальных работников и специалистов в исследуемой области, таких как: Дементьева И.Ф., Павленок П.Д., Климантова Г.И. и др.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ документов, обобщение, сравнение.
Структура дипломной работы определяется логикой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьей группы риска
1.1 Семья группы риска как социальный феномен
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [24, с. 376].
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.
Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [32, с.64]
Все чаще и чаще говорят о семьях "риска". Семьи "группы риска" - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
- устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
- жестокое обращение с детьми (побои);
- побеги из дома, конфликты со сверстниками [29, с.56].
Семьи группы риска характеризуются:
1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с с...
Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
Основные направления деятельности социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних "Радуга". Эффективное взаимодействе с трудными детьми. П...
Бухгалтерская финансовая отчетность ОАО "Планета центр"
Структура и основные направления ОАО "Планета центр". Статьи бухгалтерской отчетности, учетная политика организации. Информация для обеспечения сопост...
Основные направления и проблемы деятельности организации
История создания МУ "Центр социальных выплат" города Ярославля. Нормативно-правовая база и компетенция организации, основные направления и проблемы ее...
Областной социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
Демографическая ситуация в Тверской области
Стратегические цели и показатели экономической эффективности программы "Здоровье" департамента здравоохранения Тверской области на 2007-2009 гг. Напра...