Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Массовая культура и политика: теоретический аспект

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Философский аспект массового общества и массовой культуры. "Понимание медиа": создание глобальной сети управляемых новостей. "Пуэрилизм": поведение подростка как социальная тенденция. Содержание понятия "гипердемократия". Телевизионный образ политика.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Массовая культура и массовое общество - феномены, возникшие в ХХ веке в результате фундаментальных изменений, затронувших все сферы человеческой жизни. Многие философы указывают на то, что именно технический прогресс стал причиной тотального «омассовления» всей нашей действительности - от производства товаров потребления до политических процессов. Повышение уровня жизни, развитие коммуникационных технологий, доступность образования вызвали унифицирование ценностей и моделей поведения, а также их распространение и укрепление. Информационное пространство приобретает мозаичную структуру, становится причудливым калейдоскопом, поражающим нас своими мировоззренческими и образными комбинациями. Об этом впервые упомянул в своих трудах канадский философ Маршалл МакЛюен, один из самых известных теоретиков массовой культуры. Свой анализ он начал со средств массовой информации - именно они, по его мнению, подавая свои материалы в мозаичной форме, изменили восприятие целых поколений и сделали его типовым.

В культурологической среде принято придавать феномену массового общества и свойственной ему массовой культуре отрицательное значение. Исследователи приводят в пример множество негативных факторов влияния массовой культуры на массовое сознание. Прежде всего, упоминается отрыв от вековых культурных традиций и замещение их на массовые поведенческие и идеологические тенденции, проводником которых становится все информационное пространство вокруг каждого индивида. Естественно, такая система порождает идеальные условия для всевозможных манипуляций массовым сознанием. Технологии рекламы и политической пропаганды получают возможность беспрепятственно развиваться, а коммерческий характер самой массовой культуры обеспечивает производителям ее единиц постоянный доход.

Так как проблематика массовой культуры и массового общества слишком обширна, в данной работе эти темы будут рассмотрены только на срезе взаимодействия с политической сферой жизни общества. Более конкретно интересующую меня область можно обозначить как применение политтехнологических практик, функционирование которых возможно только благодаря существованию массовой культуры. Помимо этого, я приведу примеры проникновения с помощью политтехнологий стереотипов и мифов массового сознания, порожденных массовой культурой, в политическую сферу.

Актуальность проведения такого исследования обусловлена тем, что на данный момент Россия только осваивает институты демократии, и в ситуации, когда формально власть является избираемой снизу, неформально она устанавливается в результате манипуляции общественным сознанием. Моя работа не ставит себе цели найти выход из сложившейся ситуации, так как для этого требуется глубокое изучение институциональных сторон политики, и не позиционирует вышеописанный факт как уникальное открытие. Целью моего исследование является анализ работ различных философов и культурологов ХХ века, затрагивающих тему массовой культуры и массового общества. Данный анализ будет проводиться с выявлением таких аспектов в объекте исследования, как философский аспект, социально-психологический и социально-политический. Так же помимо теоретических тезисов, по ходу повествования я буду приводит некоторые конкретные примеры из политической и социальной жизни ХХ века.

Степень разработанности проблемы массовой культуры и массового общества достаточно широка. В своей работе я буду пользоваться трудами Ортега-и-Гассета «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства», Маршала МакЛюена «Понимание медиа», культурологическим трудами Йохана Хейзинги «Homo Ludens» и «В тени завтрашнего дня», а так же работами Марии Хевеши. Вспомогательной литературой для моего исследования станут учебники украинского филолога и специалиста по PR Георгия Почепцова, книга Сергей Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», работа Ги Дебора «Общество спектакля», а так работа Малкина и Сучкова, посвященная политическим технологиям.

В своей работе в рамках социокультурного подхода я использовала библиографический метод, компилируя различные подходы к изучению влияния массового общества и массовой культуры на человеческую психологию.

Структура моей работы выстроена следующим образом:

Глава 1. Философские аспекты массового общества и массовой культуры.

В ней я привожу наиболее общие положение рассматриваемых мною исследователей, касающиеся феномена массовой культуры и массового общества, а так же их влияния на общественную и политическую жизнь. Прежде всего, я рассматриваю в ней работы Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства», где испанский философ описывает факторы, повлекшие за собой появление массового общества как площадки для появления человека массы, который легко подвергается манипуляциям. Далее на основе работы «Дегуманизация искусства» я даю определение массовой культуры как культуры коммерческой и эксплуатирующей человеческие чувства. После идет анализ работ Йохана Хейзинги, где я даю общий экскурс в его культурологическую и этическую концепцию, которая рассматривает кризис современной культуры как фактор, определенным образом влияющий на все сферы жизни общества. Анализируя философские основания в работе Маршалла МакЛюена, я описываю его взгляды, касающиеся трех стадий развития человеческой цивилизации в зависимости от развития средств коммуникации, а так же рассматриваю его известный тезис о том, что «средства коммуникации есть само сообщение».

Глава 2. Социально-психологические основания массового общества. Человек массы как манипулируемый человек.

В данной главе, вновь опираясь на теоретические работы трех взятых мною исследователей, я раскрываю суть психологии массового человека, как феномена массового общества, воздействия на него массовой культуры и тех психологических особенностей, который позволяют им манипулировать. Для этой цели наиболее подошли работы «Восстание масс» и «Homo Ludens», а работа Маршалла МакЛюена «Понимание медиа» стала основой для понимания того, как именно изменения в технологии передачи информации влияет на восприятие конкретных новостей. Кроме того, с помощью этого труда мне удалось выяснить, как телевидение повлияло на мировоззрение целого поколения американцев только одним своим существованием как специфического средства коммуникации, даже без привязки к содержанию телевизионных программ.

Глава 3. Социально-психологические аспекты массовой культуры. «Гипердемократия», политическая фикция и телевизионный образ политика.

В этой главе, завершающей теоретический обзор феномена массового общества и массовой культуры, рассматривается взаимосвязь политической сферы общества во всем ее многообразии с данными феноменами. Так, на основе работы испанского философа я рассматриваю феномен «гипердемократии», который объясняет одновременно и иррациональность массового сознания в фашистских режимах, и в период свершения «бархатных» революций. Из работы Хейзинги мною было взято понятие «пуэрилизм» на срезе политической жизни общества, тенденция к которому привела к утверждению «общества спектакля», для политическая жизнь представляет собой грандиозную фикцию, сквозь пронизанную манипуляцией сознанием на основе политических мифов, распространяющихся с помощью СМИ. В завершении данного обзора я рассматриваю примеры, взятые из книги Маршалла МакЛюена, где он приводит зависимость телевизионного образа политика с формированием к нему отношения телезрителей.

Глава 1. Философские аспекты массового общества и массовой культуры

Массовое общество стало одной из центральных тем философских работ ХХ века. Еще в конце ХIХ века, знаменитый базельский затворник Ницше забил тревогу о всеобщем падении уровня элитного образования (в том числе и из-за качества преподавания), культурных и нравственных притязаний, утрате религией ее истинного значения. Его концепция «сверхчеловека» с его «волей к воле» была, пусть и в истеричной форме, выражением надежды на будущий расцвет европейской культуры, подъем чувства ответственности людей за свои действия и стремления, возвращение понятия «благородство и честь» в аристократическую среду. Ницше бросил вызов терпящей кризис цивилизации, с верой в то, что этот вызов будет достойно принят.

Оставшись при жизни непонятым, а в последствии, неверно истолкованным вульгаризаторами, немецкий философ все же получил преемников в лице Ортега-и-Гассета и Освальда Шпенглера. Явившись свидетелями масштабных социальных, политических и культурных перемен, они формируют свои концепции о кризисе европейской традиционной культуры, которые излагают в своих важнейших трудах. У Шпенглера им стал нашумевший «Закат Европы», а у Хосе Ортега-и-Гассета - «Восстание масс», где он последовательно раскрывает вопрос происхождения массового общества. Данная работа легла в основу моего исследования, и далее я проанализирую ее с точки зрения философского осмысления массового общества и массовой культуры.

«Восстание масс» испанский философ начинает с тезиса о том, что произошли глобальные изменения в жизни общества начала ХХ века, в ходе которых европейская культура пришла к глубокому кризису. Объясняется это тем, что массовый человек (об определении его по Ортега-и-Гассету будет написано далее) захватил всю власть в общественной жизни, вытеснив при этом аристократию (или меньшинство), именно которая по своей природе и обязана нести на себе бремя управления. Массу, или большинство, автор данной концепции наоборот считает неспособной к самоорганизации и властвованию, и такой переворот в общественной и политической иерархии Ортега-и-Гассет называет причиной нег...

Другие файлы:

Духовная и материальная культура, философский аспект
Культура как совокупность духовных, материальных и эмоциональных черт общества, образ жизни, система ценностей. Инженерия и искусство: общее и отличит...

Массовая и элитарная культура
Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массо...

Современная массовая культура
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продукт...

Трансформация образа антигероя в современной массовой культуре
Сущность понятия "массовая культура". Исторический аспект формирования образа антигероя; серийность и клише в его изображении. Классификация типажей н...

Массовая культура
Описание: В сборник статей "Массовая культура: современные западные исследования" вошли работы 199 - 2000гг английских, американских, канадских, австр...