Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Личность в управлении

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура. Индивидуальные особенности человека. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования. Основные подходы к изучению личности как целостной социальной системы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура.

1.1 Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования.

Глава 2. Основные подходы к изучению личности как целостной социальной системы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Личность человека изучается разными науками. История, право, этика, психология, философия, биология и другие науки исследуют разные аспекты функционирования личности в природной и социальной средах.

В философии проблема личности -- это, прежде всего вопрос о месте человека в мире, о том, может ли он стать господином собственной судьбы, «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь. Другими словами, это, прежде всего проблема человека. Не случайно философия рассматривается как «форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и на эволюцию последних, на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией». В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности. Под ней понимается «индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также -- своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.».

В общей психологии личность рассматривается чаще всего как некое ядро, интегрирующее начало (по И.С. Кону), связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость, «особое качество приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения» Зборовский Г.Е. Общая социология - М., Гардарики,2004.. Психологический уровень анализа проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, темпераменте, характере, а также о субъективном представлении человека о самом себе. Таким образом, это вопрос о самосознании, включая образ собственного Я, самооценку и самоуважение, от чего во многом зависят уровень притязаний и реальное индивидуальное поведение. Фролов С.С. Социология организаций - М., Гардарики,2001.

Отправная точка социологического видения личности -- не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Это не столько человек, сколько мир человека, причем как внутренний, так и внешний. Это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами. Однако в них человек участвует, с точки зрения социологии, не как, индивид, а как член социальной общности. Следовательно, его поведение не индивидуально, а социально, ибо детерминировано конкретным социумом. Гулиев М.А. Социология и психология управления -- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

В социологическом знании проблема личности занимает одно из центральных мест. Личность - центральный элемент любого общества, а отношение общество-личность является одним из главных отношений социологии.

Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе своей жизнедеятельности. Являясь биологическим организмом, она обладает социальной сущностью, социальными качествами.

Уже общепризнано, что законы экономики, организаций, управления действуют только через деятельность людей, определяя их поступки и поведение. Нельзя ориентироваться на автоматизм действия законов. Противоречия между интересами личностей, коллективов, групп общества нарушают действия законов, приводят к разного рода отклонениям, злоупотреблениям, преступлениям, искажениям, корректировкам и во многом определяют уникальность, неповторимость как самих систем, так и их поведения. Неповторимость человека выражается в уникальной системе его качеств, определяющих профессионализм, и его душевных качеств, определяющих личность. Зная все эти качества, можно влиять и управлять личностью как целостной социальной системой.

Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура

личность социальный система психологический

На вопрос о том, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов проявляется сложность самого понятия. В самом общем виде личность - это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями. Человек не рождается личностью, он ею становится по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе ее социализации.

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы и ценности отдельных людей, группы, общества. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума (общества).

В социализации личности обычно выделяется две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию Ромашев О.В., Ромашева Л.О. Социология и психология управления - М., Экзамен, 2002..

Социальная адаптация - это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на разных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям и социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда эти нормы и ценности становятся его внутренним «Я». Характер перевода социальных норм и ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Личность начинает формироваться в семье в раннем детстве. Еще большее влияние на ребенка оказывает школьный коллектив: процесс обучения, воспитательное воздействие учителей, внутриколлективные отношения и т.д. Далее личность продолжает формироваться и развиваться в студенческих, различного рода трудовых коллективах, социальные нормы поведения которых предъявляют соответствующие требования к поведению каждого человека как члена данного коллектива. Формирование личности в коллективе происходит путем как невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Мощное формирующее воздействие на личность оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Кроме того, личность формирует сама себя и в процессе самовоспитания.

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

нравственный.

Каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного для группы (коллектива), в которой она постоянно живет, учится, работает. Но каждой личности присущи также индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Поэтому личность представляет собой единство биологических и социальных, врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств (т.е. она является биосоциальным существом).

В основе биологических качеств лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств - воздействие социального окружения, среды. Наряду с понятием «личность» в науке существует понятие «индивидуальность», связанное с учетом в человеке своеобразия его психики и неповторимости в сравнении с другими людьми.

Основной показатель ценности любого человека для общества - характер его социальной активности. Поэтому различают «всесторонне и односторонне» развитые личности, прогрессивную и реакционную, моральную и безнравственную личности и т.д. Главная социальная проблема в изучении современного типа личности, когда в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям резко возросло значение человеческого фактора, заключается в том, чтобы раскрыть и использовать на благо общества творческий потенциал каждого человека, привести в действие его скрытые социальные и психологические возможности. Эта задача приобрела первостепенную важность за рубежом. Основные капиталовложения в компаниях идут не на технико-технологическое развитие, а на развитие «человековедческих» технологий. Такие вложения наиболее прибыльны - как показывают специальные исследования, каждый человек талантлив в той...

Другие файлы:

Личность менеджера: роль и ее влияние на деятельность предприятия
Менеджер, его место и роль в управлении организацией. Общая характеристика ООО "ПЯАТ-3", особенности личностных качеств менеджера в управлении. Главны...

Мир и россияне 1901-1910 гг.
Личность Николая II. Кровавое воскресенье. Из воспоминаний очевидца. Личность Гапона. Личность Булыгина. Развитие революции весной, летом 1905 года. Л...

Индивид, индивидуальность, личность
Исследование позиций и взглядов различных авторов на понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность". Нравственные основы личности и признание обще...

Личность менеджера
Эволюция технологических теорий личности руководителя, "ситуационизм"; роль менеджера в управлении предприятием; особенности профессиональной деятельн...

Личность юриста и психология его деятельности
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТЮридический факультетКафедра гражданского праваКонтрольная работа по юридической психологии:ЛИЧНОСТЬ ЮР...