Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Личностные особенности женщин-военнослужащих

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Психология личности как единство деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины, ее исследование. Специфика профессиональной деятельности женщин-военнослужащих и оценка ее влияния на личность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Личностные особенности женщин-военнослужащих

1. Подход к понятию личности

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. В современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Биогенетический подход - (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма. Социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) считает основой личности структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д. Психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

Фундамент исследований Московской школы психологии - положение об историко-материалистическом подходе. Исходный метод - метод анализа предметной деятельности, названный Леонтьевым «теорией деятельности» В центре внимания Московской школы - личность.

Ленинградскую школу отличает стремление к экспериментам и фактам комплексного исследования, а не рассуждениям В 1970 г. впервые после длительного перерыва в ЛГУ произошел возврат к применению тестов В центре внимания Ленинградской школы - человек в его многообразии, с его потенциалом. Важную роль в деле формирования факультета как научного и учебного центра сыграла теоретическая концепция Ананьева, в которой была определена новая социальная роль психологии как формирующегося центра человекознания, раскрыта суть человека как предмета познания, обоснована необходимость комплексного исследования, как основного метода психологии. Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества ленинградской школы, на фоне которой оказали несомненно большое влияние идеи выдающегося русского и советского ученого В.М. Бехтерева. Разработка научных методических и организационных основ деятельности факультета психологии Ленинградского университета была осуществлена известными психологами и педологами Ананьевым, Ломовым, Мясищевым, Самариным, Кузьминым, Кузьминой, Ярмоленко, Бодалевым, Тих, Рыбалко и др.

личность женщина военнослужащий профессиональный

2. Специфика профессиональной деятельности женщин-военнослужащих

Военнослужащих среди российских женщин целых полмиллиона. 115 тысяч из этих 500 служит в Министерстве обороны, и среди них - 14 полковников, 75 подполковников, более 300 майоров. В распоряжении Федеральной пограничной службы 12 тысяч женщин, в ВДВ служат 2 тысячи, несколько тысяч - в ВМФ. По данным МО РФ среди общего числа контрактников более 50% женщин на солдатских и сержантских должностях, 4 полковника, 2 400 офицеров. Больше всего женщин в ВВС, ПВО, погранвойсках, военно-космических войсках Женщины составляют 9,5% общей численности военнослужащих Российской армии. В некоторых специализированных воинских частях, таких, как узлы связи, базы материально-бытового обеспечения, госпитали, военных в юбках еще больше - 60-80%. Медики, связисты, психологи, переводчики, топографы, финансисты, журналисты, программисты, даже профессиональные разведчики - такие у наших женщин в армии профессии.

Трудно очертить границы женского влияния на все стороны социальной и нравственной жизни воинов. Женщина носитель огромного нравственного потенциала. Женщины-военнослужащие отличаются большей исполнительностью, добросовестностью, дисциплинированностью, чем мужчины. Вместе с тем армейская служба в мирной и военной обстановке далеко не одно и то же. В период ВОВ в армии служили 100 тысяч женщин, а просились на фронт еще больше. Жестокая необходимость толкала их на этот шаг. С благодарностью вспоминаем женщин - медиков, вынесших на фронтах войны тысячи раненых и спасшие им жизнь. Танк «боевая подруга» М. Октябрьской, подводная лодка «Месть», построенная на деньги вдов североморцев и другие женские подвиги.

И сегодня в горячих точках воюют женщины. Если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке явление чрезвычайное. И в общественном сознании она остается таковым.

Ученые и политики считают нецелесообразной армейскую эмансипацию. Женщины осваивают разные боевые специальности. Закон этому не препятствует, но тормозом служат только традиционные взгляды на роль и место женщины в обществе.

Мужчины-командиры считают, что женщины более основательно изучают военное искусство, лучше стреляют, усидчивы, старательны, ответственны… одним словом, идиллия, да и только. Правда, генералов женского пола в нашей армии нет. У космонавтов есть (Валентина Николаева-Терешкова), в бывшем КГБ есть, в МВД - две, в ФСБ - одна, а вот в армии - нет. В США несмотря на то, что женщин в американской армии всего 200 тысяч, генералов среди них целых 11, а одна - адмирал. В Великобритании (16 тысяч женщин в армии) - 4 генерала женского пола, во Франции (20 тысяч женщин проходят службу) - 2. В Израиле тоже есть женщина в звании генерала. Хотя 236 тысяч женщин из армий США, Великобритании и Франции, конечно же, ни в какое сравнение не идут с нашей половиной миллиона.

В общем, популярна среди наших гражданок армия. Особенно среди молодых гражданок. Средний возраст женщин-офицеров примерно 33 года, а женщин-прапорщиков и мичманов - 36 лет. При этом около 1000 женщин из числа прапорщиков и мичманов являются участниками боевых действий. Более 1300 женщин-военнослужащих были награждены государственными и правительственными наградами за участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-1989 гг.; более 500 - за мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Основными факторами, влияющими на решение женщин поступать на военную службу, являются социально-экономические: высокий уровень безработицы, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у военнослужащих, в том числе, возможность получения более раннего и повышенного пенсионного обеспечения, по сравнению с большинством других категорий женщин; возможность профессиональной самореализации и служебной карьеры и др.

Установлено, что, за пять последних лет, существенно изменилась структура воинских должностей, занимаемых военнослужащими женщинами и проходящими службу по контракту: увеличилось почти вдвое количество военнослужащих женщин, проходящих службу в должности офицеров и прапорщиков. По результатам обследования было выявлено, что больше половины обследованных женщин русские (78%), замужем (61% респондентов), замужние военнослужащие женщины в основном, имеют двоих детей. Причем замужних женщин почти вдвое больше чем женатых мужчин, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового состава.

Анализ полученных данных показал, что военная служба по контракту наиболее привлекательна для женщин в возрасте после 30 лет, а для мужчин в возрасте от 20 до 24 лет. И хотя средний возраст женщин респондентов оказался 37-38 лет, за последние пять лет, имеется тенденция к омоложению состава военнослужащих женщин. Многие военнослужащие женщины обеспечены жильем (имеют отдельную квартиру 85% респондентов). Перед поступлением на военную службу многие военнослужащие женщины работали и учились (90,4% - рядовых и 78,9% - офицеров и прапорщиков); образовательный ценз у женщин намного выше мужчин (так, высшее образование в 1994 году было у 22% опрошенных женщин и у 3,5% мужчин, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантского и рядового состава, а в 1999 г. высшее образование было уже > 37% женщин). Также выше и качество образования у женщин военнослужащих (средний балл аттестата (диплома) 4,5 - 5,0 имеют около 46,2% женщин, > мужчин только 10.9%) Только у 3% военнослужащих женщин срок службы менее 5 лет (у остальных намного больше), хотя большинство (73,9% респондентов) военнослужащих женщин считают, что военная служба в настоящее время не является престижной

Важная проблема вопросы правового регулирования военно-служебных отношений с участием военнослужащих женщин, поскольку служба женщин регулируется не только военным законодательством, но и други...

Другие файлы:

Особенности воспитательной работы с военнослужащими-женщинами
Теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин. Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военн...

Женщина-преступница. Особенности криминальной мотивации женщин
Исследование психологических особенностей женщин, совершивших преступления. Личностные особенности преступниц, способствующие формированию различных м...

Психологические проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения женщин
Особенности развития женской карьеры в России, специфика трудоустройства женщин на российском рынке. Социально-психологический анализ причин профессио...

Женская преступность
Общая характеристика женской преступности. Личностные особенности женщин, совершивших преступление. Причины и условия женской преступность. Особенност...

Особенности межличностных отношений в женском коллективе военнослужащих
Понятие и компоненты межличностных отношений в военном коллективе. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томас...