Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
День смеха в мировой культуре: история празднования и теория о замене календаря. Празднование Дня смеха в России: языческие корни, традиции и обычаи празднования 1 апреля. Позитивные и негативные факторы, влияющие на отношение населения к Дню смеха.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарно-социальный факультет

Кафедра социологии

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)

Липецк 2008

Оглавление

Введение

Глава 1. День смеха в мировой культуре

1.1 История празднования Дня смеха

1.2 Теория о замене календаря

Глава 2. Празднование Дня смеха в России

2.1 Языческие корни праздника

2.2 Традиции и обычаи празднования 1 апреля

Глава 3. Эмпирическая часть исследования

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Установление, развитие и изменение ритуала празднования и место праздника в праздничной иерархии является отражением социальных изменений более высокого порядка - изменений системы ценностей. Празднование всегда носит коллективный характер, поэтому залогом его существования являются общие, разделяемые группой ценности. В то время как утрата интереса к празднику служит признаком того, что ценности, воспроизводимые в данном праздновании, теряют свое значение.

Ключевая характеристика празднования - формирование и поддержание социальной идентичности - всегда использовалось и используется в государственной внутренней политике. Посредством установления праздничного календаря и институционализации официальных праздников и праздничных дней государство поддерживает свою версию значимых для страны событий и создает основу для формирования национальной идентичности. В то же самое время на повседневном уровне люди могут не принимать эту официальную версию и считать для себя «настоящими праздниками» другие события. Этот процесс находит свое отражение и в современной России. [4, c. 20]

В рамках социологического исследования, объектом которого стало отношение населения к российским праздникам, в частности к Дню смеха, были проанализированы репрезентативные данные в г. Липецке (2007 г., опрашивалось городское население). Выборка (рандомизированная, 150 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о празднике и его традициях, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение отношения к празднику 1 апреля.

Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.

Глава 1. День смеха в мировой культуре

1.1 История празднования Дня смеха

Происхождение праздника Дня смеха остается неясным. По существу никто не знает, где, когда и почему его стали отмечать. Известно, что упоминания о «Дне Всех Дураков» (как он сперва назывался) появились в Европе в позднем Средневековье. День дурака был народным праздником, и знать редко в нем принимала участие (вот почему трудно проследить корни этого праздника, так как люди, отмечающие его тогда, редко вели записи). Но что ясно, так это то, что традиция отмечания дня, посвященного дурачеству, имеет древние корни. Если мы оглянемся на те времена, мы найдем множество предшественников Дня дурака.

В античности в числе праздников были празднования дурачества и розыгрышей. Сатурналия, римский зимний праздник, который отмечали в конце декабря, была из них крупнейшим. Она включала в себя пляски, возлияния и все остальные атрибуты веселья. Люди обменивались подарками, рабам было разрешено притворяться правителями своих господ, и всем этим в этот день управлял шуточный король - Сатурналициус принцепс или Повелитель Увеселений. К четвертому веку нашей эры Сатурналия превратилась в празднование Нового года первого января, и многие ее традиции были перенесены в рождественские обычаи.

В конце марта римляне отмечали воскрешение Аттиса, сына великой Кибелы, вместе с празднованием Хиларии. Оно включало веселые розыгрыши с переодеванием.

Также в Индии был праздник Холи, известный как праздник цвета, когда на улицах отмечающие бросались друг в друга цветной пудрой до тех пор, пока все не были покрыты яркими красками с головы до ног. Он отмечался в день полнолуния Хинду месяца Пхалгуна (обычно это конец февраля - начало марта).

В Северной Европе отмечался праздник в честь Люда, кельтского бога юмора. Там также во время празднования были популярны традиции высмеивания иерархии друидов. [8]

В Средневековье появилось несколько праздников, которые стали прямыми предшественниками апрельского Дня дурака. Самым значимым из них был Фестус Фатуорум (Праздник Дураков), который произошел от Сатурналии. В этот день празднущие (в основном это характерно для Франции) избирали шуточного священника и изображали церковную службу. Церковь, конечно же, делало все возможное, чтобы запретить этот праздник, но его отмечали вплоть до XVI века. Так как Праздник Дураков был запрещен, желающие повеселиться обратили свое внимание на Марди Гра и Карнавал.

Также существовал средневековый персонаж Шута, символического святого покровителя этого дня. Шуты стали известны в позднем Средневековье в Европе, упражняясь в своем мастерстве и на городских площадях, и при королевских дворах. Их выделяющаяся одежда хорошо известна и сегодня: разноцветное платье, рогатый колпак, скипетр и жезл.

Было несколько попыток дать мифологическое объяснение возникновения первоапрельского праздника.

Например, раньше пытались христианизировать празднование, указывая его происхождение в Библии. В одной из таких версий День приурочен к ошибке Ноя, когда он на Ковчеге выпустил голубя еще до того, как вода, затопившая землю, спала (с тех пор считается, что посылать голубей куда-либо - бесполезное занятие). Другая версия относит его происхождение к тому времени, когда Иисус был послан Пилатом к Ироду и обратно. Фраза «посылать от Пилата к Ироду» (старый оборот, означающий «дать кому-либо бессмысленное поручение») часто использовалась как доказательство верности этой теории. [14, c.10]

Но все же существуют противоположные мифологические объяснения, указывающие на языческие корни праздника. Например, День смеха часто относят к римской мифологии, а именно к мифу о Церере и Прозерпине. В римской мифологии Плутон, бог мертвых, похитил Прозерпину и унес ее в Царство Мертвых. Прозерпина позвала свою мать Цереру (богиню урожая) на помощь, но Церера, которая могла только слышать эхо голоса своей дочери, не могла ее найти. Бесполезные поиски Цереры (отмечаемые во время римского праздника Цереалия) иногда считаются мифологической предпосылкой для бессмысленных занятий, столь популярных первого апреля.

Бытует также мнение о том, что «День шутников» возник при непосредственном участии неаполитанского короля Монтерея, которому в один из праздников приготовили блюдо из рыбы. Понравившееся угощение Монтерей запросил через год на тот же праздник, но такой рыбы не нашлось, и повар решил приготовить похожую рыбу аналогичным образом. Однако король заметил подмену и рассмеялся. Так, согласно легенде, зародилась традиция шутить 1 апреля.

Британский фольклор связывает появление этого праздника с городом Готхем, легендарным городом дураков в Ноттингемпшире. Согласно этой легенде, по традиции в XIII веке любая дорога, на которую ступал король, становилась общественной. Поэтому, когда жители Готхема услышали о том, что король Джон намерен проехать через их город, они отказали ему во въезде, не желая терять свою главную дорогу. Когда король узнал об этом, он направил своих воинов в город. Но когда войска прибыли в Готхем, они увидели город, полный лунатиков, занятых дурацкими делами - топящими рыбу или пытающимися заключить птиц в клетки без крышки. Все это было наиграно, но король попался на уловку и объявил, что город слишком глуп, чтобы заслуживать наказание. И с тех пор это удачное дурачество отмечается первого апреля. [8]

1.2 Теория о замене календаря

Однако только лишь мифическими версиями история происхождения праздника не ограничивается.

Наиболее распространенная теория о происхождении Дня смеха относится к замене календаря на григорианский в конце XVI века.

Вот что в ней говорится: в 1582 году Франция стала первой страной, сменившей юлианский календарь на григорианский, который был составлен церковным собором в Тренте в 1563 году. Эта замена подразумевала в числе других событий и то, что начало года было перемещено с конца марта на первое января. Над теми же, кто не заметил этой перемены, кто упорно придерживался старой календарной...

Другие файлы:

"Грязные" избирательные технологии в современном российском обществе
Рассмотрение "грязных" избирательных технологий в современном российском обществе, их влияния на избирательную систему в целом и на каждого избирателя...

Юрист в современном обществе
Юридическая деятельность в современном российском обществе как отрасль правовых работ; профессиональные, моральные, личностные и квалификационные треб...

Как вы считаете, можно ли говорить о кризисе морали в современном российском обществе
Право выбора жить по "неписанным" законам. Кризис морали в современном российском обществе. Поддержание правопорядка. Общественное мнение. Произвол в...

Институт материнства в современном российском обществе
Социально-правовой статус материнства в России. Анализ трансформаций, которые претерпевает социальный институт материнства в современном российском об...

Девиация среди женщин в современном российском обществе
Девиантное поведение с точки зрения классиков-социологов. Дюркгейм - социолог, рассматривающий нарушение заведённого порядка. Изучение Мертоном отклон...