Культура конфликтного взаимодействия
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Кафедра социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “КОНФЛИКТОЛОГИЯ”
на тему “Культура конфликтного взаимодействия”
Белгород
2010 г
Содержание
- Введение
- Глава 1. Сущность культуры конфликтного взаимодействия
- 1.1 Понятия конфликта и культуры
- 1.2 Компоненты культуры конфликтного взаимодействия
- Глава 2. Критерии культуры конфликтного взаимодействия
- Глава 3. Обоснование поведенческих стереотипов в конфликте
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
- Введение
Коренные социально-экономические и политические изменения общественной жизни в современной России расширили поле социальной напряженности и конфликтности. Наличие конфликтов в различных сферах жизни вызывает потребность в их анализе, выявлении причин конфликтных ситуаций, выработке мер по их предупреждению и разрешению.
В нашей стране до недавнего времени изучение конфликтов мало занимало исследователей и органы власти. В марксизме, выполнявшем функции официальной идеологической доктрины, признавалось наличие противоречий в советском обществе преимущественно неантагонистических, но признание конфликтов, тем более социальных, не было.
Основная методологическая установка состояла в том, чтобы обосновать идею бесконфликтного развития советского общества, подчеркнуть значение единства сторон, целостности социально-политической системы. Отдельные авторы утверждали, что при социализме, в отличие от капитализма, единство противоположностей, а не противоречие, является движущей силой развития общества.
Между тем, социальные конфликты имели место на всем протяжении советского периода. Вплоть до начала 30-х годов на предприятиях проходили забастовки. Лишь процесс форсированной индустриализации положил конец открытым формам борьбы рабочих за свои права. Любые конфликты расценивались как случаи гражданского неповиновения и не подлежали научному исследованию.
В настоящее время общество оказалось захлестнутым всевозможными конфликтами, в этих условиях проблематика социальных конфликтов превратилась в актуальное исследовательское направление.
Получается, если человек участвует в конфликте, он априори - некультурный. А конфликт и культура - это противоположности.
Как утверждает Р. Мэй, «наша цель - новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».
Таким образом, если конфликт невозможно, а иногда и не нужно избежать, необходимо формировать в обществе культуру преодоления конфликта. Именно поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска и использования инновационных способов, технологий регулирования социальных конфликтов и формирования в государстве современной культуры конфликтного взаимодействия.
Объект работы - конфликты, как разновидность социального взаимодействия.
Предмет исследования - компоненты, критерии, функции составляющие содержание культуры конфликтного взаимодействия.
Цель работы: выявить потенциал регулирования конфликтов, и способы формирования культуры конфликтного взаимодействия.
Задачи:
1. рассмотреть сущность культуры конфликтного взаимодействия и её компоненты;
2. выявить критерии культуры конфликтного взаимодействия;
3. описать поведенческие стереотипы в конфликте.
Таким образом, чтобы выявить сущность культуры конфликтного взаимодействия, необходимо определить понятие, и его основные компоненты. Затем, проанализируем потенциал регулирования социального конфликта через критерии культуры конфликта.
Кроме того, хотим мы или нет, но с конфликтами сталкиваются все, поэтому важно рассмотреть виды поведения в конфликте, чтобы быть эффективными в таком виде взаимодействия как социальный конфликт.
Глава 1. Сущность культуры конфликтного взаимодействия
1.1 Понятия конфликта и культуры
В современной литературе понятие конфликт по-разному представлено исследователями.
В теории конфликта принято рассматривать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба (Л. Козер), как психическое напряжение и антагонистическую враждебность (В. Оберт, К. Финк), как достижение своих целей за счет подавления противоположных им (П. Коэн, П.Е. Кандель). Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов (Д. Бернард), соперничества (Р. Дарендорф).
В конфликте принято выделять, чаще всего, двух участников, действия которых оказываются взаимоисключающими (Р. Ман, Р. Снайдер). С учетом этих характеристик конфликта В.И. Курбатовым дано следующее определение. «Конфликт - это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их один в ущерб другому (или один за счет другого)».
Исходя из рассмотренных определений конфликта, конфликтное взаимодействие определяем как взаимодействие конфликтующих субъектов (сторон). Понятия «конфликт» и «конфликтное взаимодействие», по сути, тождественны.
Ставя вопрос о культуре конфликтного взаимодействия, мы допускаем возможность и необходимость воздействия на социальный конфликт, его «окультуривания». Этот вопрос включает, в свою очередь, два подвопроса - 1) на что воздействовать и 2) чем и как воздействовать?
Конфликтное взаимодействие, как и любой другой социальный процесс, имеет ряд переменных признаков, которые претерпевают или спонтанные (латентные), или целенаправленные изменения. Эти переменные относятся как к структуре конфликтного взаимодействия (структурные переменные), так и к его изменению во времени (динамические переменные), к его роли, функциям в социуме (функциональные переменные) или к его факторам (факторные переменные).
Таким образом, воздействовать на конфликтное взаимодействие возможно через его структуру. Рассмотрим вопрос о том, чем и как воздействовать. Одним из факторов (источников) такого воздействия выступает культура.
Для того чтобы определиться с понятием культуры как фактора регулирования конфликтов, необходимо предварительно пояснить, какое значение вкладываем в термин «культура». Такое пояснение целесообразно из-за чрезвычайной многозначности данного термина.
«Культура» - это «деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального опыта, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты». Заметим при этом, что культура не является особой разновидностью человеческой деятельности. Это, скорее, метадеятельность, суть которой выражается в закреплении, воспроизводстве, передаче форм человеческой деятельности и ее результатов. Характерная особенность этого способа - в генерализации (обобщении) единичных проявлений человеческой деятельности и ее результатов, в утверждении и сохранении их общезначимости, т.е. социальной значимости. Благодаря генерализирующей функции культура упорядочивает социальный хаос, формирует человекосообразный порядок во внешнем и внутреннем мирах.
Таким образом, культуру можно определить как способ закрепления и воспроизводства человеческой деятельности посредством генерализации ее форм и результатов.
Исходя из данного определения культуры, логичным будет утверждение о том, что культура конфликтного взаимодействия - это способ закрепления и воспроизводства определенных форм конфликтного взаимодействия посредством их генерализации.
Возникает правомерный вопрос о том, что такое генерализация? Каким образом она осуществляется и в каких результатах закрепляется?
Во-первых, генерализация означает закрепление отдельных форм (проявлений) конфликтного взаимодействия в виде определенного эталона. Это осуществляется или посредством отбора единичных актов взаимодействия и их утверждения в качестве эталона, или посредством интегрирования отдельных компонентов у нескольких единичных актов и формирования «идеального» эталона, или посредством априорного обоснования такого эталона, исходя из соображений целесообразности.
Во-вторых, результатом генерализации актов конфликтного взаимодействия становятся определенные эталоны, которые закрепляются в виде: а) норм, б) правил, в) ценностей, г) санкций. Следовательно, логично говорить о нормах, правилах, ценностях и санкциях конфликтного взаимодействия. Исходя из этого, культуру конфликтного взаимодействия можно определить как совокупность (систему) норм, правил, ценностей и санкций, регулирующих взаимодействие участвующих в социальном конфликте.
В-третьих, нормы, правила, ценности и санкции, образующие содержание культуры конфликтного взаимодействия, в редких случаях оказываются представленными в публично-офици...
Психология конфликтного поведения
Данная книга раскрывает различные социально-психологические грани конфликтного поведения как социального феномена столкновения и противоборства субъек...
Способы регулирования поведения участников конфликтного взаимодействия
Понятие и психологическое обоснование конфликта, его разновидности по определенным признакам. Особенности зарождения и протекания конфликтных ситуаций...
Регуляторы конфликтного взаимодействия
Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье
Молодая семья как объект социальной работы. Причины возникновения и формы проявления конфликтов. Направления профилактики конфликтного поведения в мол...