Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Культура как социальное явление

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Сущность культуры в социологическом понимании, ее компоненты и функции. Типология культуры по происхождению и объекту воздействия, по роли и месту в общественной жизни. Понятие и свойства этноцентризма. Анализ культуры как фактора социальных изменений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Оглавление

Введение

1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений

Заключение

Список литературы

Введение

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Таким образом, существуют три сферы проявления культуры:

· отношение человека к окружающей природе (труд);

· отношение человека к другому человеку (мораль, право, политика и др.);

· отношение человека к самому себе (формы самосознания).

В узком смысле слова под культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура

культура этноцентризм социальный изменение

Для социологов понятие «культура» рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

Культура обладает определенной структурой:

1. По соотношению универсальных и специфических характеристик выделяются две области: обыденная и специализированная культура.

В специализированной культуре можно выделить три функциональных блока:

· культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

· социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

· каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура).

В обыденной культуре существуют аналоги специализированной деятельности: организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль и нравственность; познавательному блоку - суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание; трансляционному блоку - передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п.

2. С точки зрения характеристики уровня и особенностей развития культуры можно выделить следующие ее структурные элементы:

· готовые продукты материальной и духовной деятельности людей (орудия труда, предметы быта, произведения изобразительного искусства, музыки и т.п.);

· умения владеть продуктами материальной и духовной деятельности, способность использовать и потреблять их должным образом, практически пользоваться ими;

· навыки, способы, приемы создания новых материальных и духовных ценностей, творческая деятельность, направленная на рост культурных достижений;

· тип личности, отражающий данную ступень культурного развития общества;

· язык (естественный, искусственный, вторичный).

3. С точки зрения способов и уровней бытия культуры можно выделить следующие ее элементы:

· Познавательный, знаково-символический элемент - это знание, сформулированное в определенных понятиях и представлениях и зафиксированное в языке. Это понятия об объектах, материальных процессах, политические, правовые, религиозные и прочие понятия, составляющие мыслительно-идейное содержание культуры.

· Познавательно-ценностная система, включающая в себя знания и убеждения, верования, ценности, ценностные установки, цели, идеалы, мотивы, нормы.

· Образцы поведения (обряды, обычаи, традиции).

В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры с целью ее теоретического и эмпирического исследования:

1. по типу общества, определяемому формацией или цивилизацией, - античная культура, средневековая культура, культура буржуазного общества, современная культура и т.п.;

2. по носителю - личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;

3. по видам - материальная и духовная культура, противопоставление которых относительно, поскольку материальная и духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;

4. по характеру - религиозная и светская;

5. по функциональной роли - общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);

6. по преобладанию способа социализации и отношению человечества к другому человеку - культура вины и культура стыда.

По происхождению и объекту воздействия различают народную, массовую и элитарную культуру.

Народная культура возникает в значительной степени стихийно, она непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей, связана с традициями, обычаями, социальными привычками.

Массовая культура - продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего образования, возрастание роли средств массовой информации и коммуникации.

Развитие средств массовой коммуникации позволило создать целую индустрию массовую культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщая учащихся к основам научных знаний в соответствии с типовыми программами. Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общественное мнение и нередко манипулируют им.

Массовая культура проявляется в системе национальной или государственной идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии.

К массовой культуре относится индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя и способствующая развитию потребительской психологии, индустрия физического имиджа, индустрия досуга.

В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечен Интернет, становящийся глобальным средством распространения продуктов культуры.

Негативные черты массовой культуры, рассчитанной на массового потребителя, - это стандартизированность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая культура - объективное явление современной культуры, в нее, так или иначе, вовлечены все слои населения, поэтому «отменить» ее не представляется возможным. Речь может идти об «одухотворении» культуры, усилении и расширении в ней ценностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов.

Элитарная культура первоначально была противоположна культуре народной и распространена в городах среди лиц соответствующего образования и воспитания. С XX в. элитарная культура была противоположна массовой и формировалась как реакция на безыдейность, коммерциализацию, утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называемого «эстетствующего» образа жизни, модернистские и постмодернистские течения в литературе, искусстве, музыке, философии, образовании. Сохраняя личностное начало, презирая серость и посредственность, элитарная культура, вместе с тем, остается чуждой и непонятной обычному, простому человеку. Ее наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.

По роли и месту в общественной жизни различают культуру доминирующую, субкультуру, контркультуру и антикультуру.

Под доминирующей культурой понимают ту, которая на данном этапе развития общества является преобладающей, господствующей, задающей и предписывающей образцы, стандарты образа жизнедеятельности.

Культуры различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и др.) называются субкультурами, или частичными культурами. Они выражают специфику положения, интересов, потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Каждая субкультура имеет специфические правила и образцы поведения, стиль одежды, речь (жаргон), манеры, символы. Место и роль субкультуры в обществе зависит от ее численности, консолидированности, активности, характера ценностей, образа жизни, ситуации в обществе.

Актуальной становится тема компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения, обедняет языковую культуру человека, приучая его мыслить в простейших логических структурах, операциях.

Контркультура - совокупность норм и ценностей социальной группы, которые вступают в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры. К контркультуре относятся тип протестного мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного творчества. Особенностью контркультуры является то, что она, проявляя себя разрушительно, действуя против доминирующей культуры, стремится занять ее место. Можно сказать,...

Другие файлы:

Культура как социальное явление 2

Культура как социальное явление
Деятельностный подход в изучении культуры. Понятие "культура", ее структура и функции. Выражение человеческого единства с природой и обществом. Искусс...

Социальные сироты
Социальное сиротство как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родител...

Понятие преступности
Преступность представляет собой социальное явление, совокупность различных актов индивидуального преступного поведения, как объективно существующее в...

Повышение эффективности деятельности учреждений культуры на региональном уровне
Культура как социальное явление. Нормативное правовое обеспечение сферы культуры. Роль органов государственного управления в поддержке культуры. Созда...