Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Культура как социальная категория

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Инициализация культуры как социальной категории. Генезис культуры. Культура в системе социальных взаимоотношений. Типологические определения культуры. Возникновение и смена культур. Субкультура или контркультура. Национальные, конфессиональные субкультуры
Краткое сожержание материала:

28

Министерство образования и Науки Российской Федерации

СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

по дисциплине: социология

Культура как социальная категория

Выполнил: Проверил:

Студент гр. БМ-41 Антипова Е.И.

Дубровин А. В.

Новосибирск 2004

Содержание

Введение................................................................................3

Инициализация культуры как социальной категории......5

Генезис культуры................................................................12

Культура в системе социальных взаимоотношений…...14

Типологические определения культуры...........................18

Возникновение и смена культур.......................................20

Субкультура или контркультура.......................................23

Вместо заключения.............................................................28

Список литературы………………………………………….29

Введение

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребер и Клайдж Клакхон с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман насчитал более 400 определений.

Считается что слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  - искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В социологии же под культурой в широком смысле этого слова пони-мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия лю-дей со средой существования, которые они вырабатывают в совмест-ной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как систе-ма коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура -- это коллективное программирование человеческого разу-ма, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони-мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия лю-дей со средой существования, которые они вырабатывают в совмест-ной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как систе-ма коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура -- это коллективное программирование человеческого разу-ма, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Инициализация культуры как социальной категории

В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони-мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия лю-дей со средой существования, которые они вырабатывают в совмест-ной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как систе-ма коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура -- это коллективное программирование человеческого разу-ма, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамич-ное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, со-хранение и распространение предметов, идей, ценностных представ-лений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соци-альных ситуациях. Объектом социологического исследования явля-ются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом кон-тексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци-альным окружением, динамику развития культуры, которая позво-ляет определить уровень развития культуры сообществ и, следова-тельно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собст-венную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индиви-да на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поко-ление. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, сущест-вует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь науч-ным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ-ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти уни-версалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм - весьма широко распространенное явление. Яр-ким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионер-ская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая совре-менными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соот-ветствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассмат-ривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая дан-ную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том слу-чае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологичес-кой проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Ка-ковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познава-тельный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформули-рованные в определенных понятиях и представлениях и зафикси-рованные в языке. Язык-- это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык -- это система знаков и символов, наделенных определенным зна-чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качест-ве представителей (заместителей) других предметов и использу-ются для получения, хранения, преобразования и передачи инфор-мации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают эт...

Другие файлы:

Социальные основы экономического действия
Культура как социальная память общества. Экономическая культура и хозяйственная власть. Социальная укрепленность экономического действия, труд и социа...

Культура и религия Индии - история и современность
Социальная структура Индии. Основные направления духовной культуры Индии. Индийские памятники мысли и мировоззрения. Брахман как философская категория...

Культура Мезоамерики
Ольмекская культура, происхождение ольмеков. Города ольмеков и их архитектура. Письменность, система исчисления и календарь. Происхождение Теотиуакана...

Ведение в культурологию
Эпитафия на надгробье Г. Сковороды "Мир ловил меня, но не поймал". Категория "эстетическое". Функции культурологии не тождественны функциям, которые в...

Философия культуры
Специфика культуры как форма бытия общества. Культура и цивилизация. Актуальные проблемы общественного прогресса. Культура как философская категория о...