Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации во Франции

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Основные этапы формирования магрибинской иммиграции во Франции. Формы взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной. Исламо-христианские отношения во Франции на современном этапе, позиция французской католической церкви по иммиграционному вопросу.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации во Франции

Содержание

Введение

Ислам во Франции

Отношение католицизма к исламу (II Ватиканский собор)

Исламо-христианский диалог после II Ватиканского собора

Католическая Церковь в дебатах об иммиграции

Выводы

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность исследования. Международные миграции превратились в настоящее время в важный фактор современного мирового процесса, они оказывают огромное влияние на состояние международных отношений, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Это связано в первую очередь с тем, что в процессы миграции втянуты практически все страны. Одни из них, как правило, развитые капиталистические страны потребляют большое количество рабочей силы, другие в результате избытка этой силы на внутреннем рынке поставляют ее на внешний рынок. Наиболее крупными потребителями иностранной рабочей силы, которая значительно дешевле местной, сегодня являются такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Франция, Федеративная Республика Германия, Скандинавские страны. Среди поставщиков - страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. В некоторых странах иммигранты составляют до 10% рабочей силы (США, ФРГ), а в отдельных отраслях экономики этих и других государств, особенно с применением в больших масштабах ручного труда (текстильная, кожевенная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности), «пришлые» рабочие составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным трудом. В этих отраслях занято, как минимум, на 15% больше иностранцев, чем местного населения.

В настоящий момент во Франции более трети всех французов имеют предков-иммигрантов, то есть тех, кто однажды приехал в страну, чтобы обосноваться там навсегда. Это дает право говорить о том, что проблема иммиграции затрагивает так или иначе историю многих французских семей. На последних президентских выборах весной 2002 г. «иммиграционный» вопрос имел особое звучание. Были приняты экстраординарные меры для предотвращения столкновений сторонников ультраправого кандидата Ж.-М. Ле Пена и кандидата-правоцентриста Ж. Ширака. Результаты первого тура голосования, когда националист Ж.-М. Ле Пен получил 17,5% голосов, тем самым сократив разрыв между собой и Ж. Шираком до двух с половиной процентов, всколыхнули всю Францию. Поэтому исследование влияния миграционных потоков на общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь принимающей стороны приобретает в наши дни особую актуальность.

Обострившийся после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. вопрос «столкновения» западного и исламского мира и выдвигаемая некоторыми политиками доктрина «непосредственной опасности», якобы исходящей от мусульман, подталкивают исследователей к анализу реальной ситуации в регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их адаптации и самоидентификации.

Актуальность исследования определяется, прежде всего, научной и практической значимостью проблем взаимодействия и взаимовлияния иммигрантских сообществ и принимающей стороны. В этой связи опыт Франции представляет определенный интерес для России, где новые экономические и политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления миграционных потоков.

Предметом данного исследования является анализ формирования североафриканской иммиграции во Франции, а также исследование различных форм взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной и его исторические последствия.

Хронологические рамки. В основной части работы рассматривается период с конца 50-х годов до конца 1990-х годов XX века. Первая граница обусловлена началом систематической североафриканской эмиграции во Францию, вторая -- с современной иммиграционной ситуацией в стране. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования магрибинской иммиграции во Франции, рассматривается на материале более раннего периода. Это позволило также проанализировать причины и предпосылки современных проблем.

Главной целью и задачами является объективный анализ формирования и эволюции магрибинской иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных взаимосвязанных задач:

-определение основных этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции;

-изучение ее современных социокультурных аспектов, а также возможностей и перспектив интеграции иммигрантов во французское общество;

-исследование исламо-христианских отношений во Франции на современном этапе; в частности, определение позиции французской католической церкви по иммиграционному вопросу.

1. Ислам во Франции

магрибинская иммиграция исламская католическая

Для Франции ислам стал второй религией по численности её приверженцев: по данным статистики в 1997 г. в стране проживало от 3 до 5 миллионов мусульман, большинство из которых - выходцы из стран Магриба (сунниты составляют 90% всех мусульман). Эти данные ставят Францию на первое место в Европе по численности мусульманского населения:

Страна

Количество мусульман

Германия

2 500 000

Великобритания

1 750 000

Нидерланды

500 000

Италия

400 000

Бельгия

300 000

Испания

200 000

Но установить точное число практикующих мусульман довольно сложно, так как для второго поколения иммигрантов ислам выступает лишь как один из элементов воспитания, и большинство молодых этнических магрибинцев уже не являются истинно верующими. Тем более что их отцы по приезде вЕвропу были вынуждены приспосабливаться к условиям жизни и работы во Франции. Исламские традиции и предписания не соответствовали рабочему расписанию, пятикратная молитва не укладывалась в производственный график, религиозные праздники превращались в светские и служили поводом для общей встречи. Контакты с французами уменьшали возможность соблюдения запрета на вино. Питание в столовых и кафе (преимущественно на работе) приводило к частому нарушению ещё одного запрета - не есть свинину.

Соблюдение поста и запрета на употребление свинины и алкоголя, в %

Пост

Свинина

Алкоголь

Алжирские иммигранты

74

74

63

Марокканские иммигранты

84

77

69

Влияние французского общества уменьшало количество ревностных сторонников ислама. Однако нужно учесть, что уменьшение или ослабление религиозной практики не означает отказа от самой веры.

Все мусульманское население Франции можно разделить на две большие группы:

- иммигранты или мусульмане-иностранцы, под которыми

подразумеваются выходцы из стран Северной Африки и

Ближнего Востока;

- французские мусульмане.

Собственно «французские мусульмане» делятся в свою очередь на несколько групп: арки166, бёры и французы-европейцы. Арки -- это североафриканцы, служившие во вспомогательных войсках и получившие французское гражданство в награду за услуги, оказанные французской армии во время алжирской войны. После переговоров в Эвиане они бежали во Францию, спасаясь от резни. В настоящее время число арки и их потомков составляет от 400 до 700 тыс. человек . Бёры - второе поколение североафриканских иммигрантов, о них шла речь во второй главе. Третья группа -французы, принявшие ислам - не многочисленна. Она появилась после событий Пражской весны 1968 г. на фоне кризиса многих, в том числе и духовных, ценностей. Усиление в среде молодежи тяги к нетрадиционным учениям и культурам казалось, с одной стороны, обретением новой духовности, а с другой, данью моды, что побудило некоторых молодых французов принять ислам. Есть и те французы, которые принимают ислам для того, чтобы выйти замуж за мусульманина или жениться на мусульманке. Точная численность этой категории французских мусульман не известна, по разным источникам она колеблется от 30 до 300тыс. человек .На территории Франции мусульманское население проживает неравномерно, география его в основном совпадает с географией магрибинской трудовой иммиграции. Можно выделить 4 основных района размещения мусульманского населения Франции: Иль-де-Франс, Рона-Альпы, Прован...

Другие файлы:

Современные тенденции развития иммиграционной политики и иммиграционного законодательства в Соединенном Королевстве Великобритании
Иммиграционная политика как функция государства: понятия и принципы. Система иммиграционного права современной Великобритании. Правовой механизм борьб...

Франция как турпродукт
Географическое положение Франции. Население Франции, ее климатические и природные характеристики. Описание экономической ситуации на территории Франци...

Современная религиозная ситуация в Амурской области
Общая численность и конфессиональный состав религиозных организаций по Амурской области, их процентное соотношение и распространенность. Конфессиональ...

Некоторые аспекты иммиграционной политики Швеции

Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект
В книге рассматриваются особенности динамики визуальных искусств в ситуации глобализации культуры. Автор исследует институциональный аспект данного пр...