Кинотеатр в системе коллективных форм культурного досуга
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра социологии
Курсовая работа
Дисциплина: Общая социология
Кинотеатр в системе коллективных форм культурного досуга
Содержание
Введение
Глава 1. Кинотеатр в системе коллективных форм культурного досуга
1.1 Теоретико-методологические подходы к понятию «досуг»
1.2 Особенности кино как социального института и вида искусства
1.3 Эволюция развития кинотеатров в России
1.4 Специфика кинотеатра как коллективной формы культурного досуга
Глава 2. Эмпирическое исследование места кинотеатра в системе коллективных форм культурного досуга
2.1 Описание опросного метода
2.2 Место кинотеатра в системе коллективных форм культурного досуга
Заключение
Список литературы
Введение
Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества. В связи с этим роль кинотеатра как коллективной формы досуга приобретает всё большее значение.
За три четверти века своего существования кино прошло удивительно плодотворный путь: от феномена движущейся фотографии до синтетического - звукового, цветового, объемного, широкоэкранного зрелища.
Первые кинотеатры в России появились в конце ХIХ в. и почти не отличались от залов для собраний или концертов. Развитие и обогащение выразительных возможностей кино еще далеко до завершения, поэтому оно непрерывно выдвигает новые и новые задачи как перед его создателями, так и перед теоретиками, осмысляющими сущность, специфику, значение, перспективы кинотеатров. По стремительности развития кино напоминает скорее не искусство, а новые области науки - атомную физику, электронику, космонавтику. [2]
На сегодняшний день кинотеатр является самой популярной формой коллективного проведения досуга. По данным ЗАО «Компания Невафильм», рекордным для российского рынка кинопоказа оказался 2008 год, в течение которого было открыто 349 залов в 87 кинотеатрах (для сравнения: в 2007 году киносеть пополнилась 265 залами в 75 кинотеатрах). Расширяется география российской киносети в малых городах: с 2004 года число городов с численностью населения менее 100 тысяч человек, в которых имеются современные кинотеатры, возросло почти вдвое - со 126 до 215. [23]По данным опроса крупнейшего российского исследовательского холдинга «Ромир», проведённого в марте 2009 года, доля тех, кто не ходит в кино, заметно снижается (с 45% до 28%). [22]
Причины этого в устойчивом интересе к киноискусству, в доступности и демократичности кинотеатров. Для основного зрителя - молодежи - кинотеатр служит излюбленным местом встреч и общения. Правда, мотивационная значимость кинотеатра сегодня как никогда противоречива. Многих он прямо-таки отпугивает. Некоторые родители запрещают детям ходить в кино. Судьба дальнейшего развития киносети и кинотеатров не может не рассматриваться в соотношении и взаимосвязях с другими учреждениями культуры, с системой организации досуга населения. Внедомашнее общение, смена обстановки и коллективное восприятие фильма, отдых, сопутствующие занятия и развлечения - эстрада, выставки, обсуждение фильма - вот те функции, которые вместе с несравненно лучшим качеством демонстрации фильма остаются преимуществами кинотеатра. [1]
В современном мире происходит специализация кинотеатров, которая отражает тенденцию дифференциации зрительской аудитории, показывающей результат растущей культуры всех слоев населения. Параллельно со специализацией развивается стремление к созданию кинотеатров с универсальными залами, которые позволяют расширить формы деятельности кинотеатров и за этот счет повысить эффективность работы зрительных залов. Эпизодическое проведение в кинозалах концертов, общественных собраний и праздничных вечеров приближает их к многофункциональным культурным центрам.
Определение места, которое занимает кинотеатр в системе коллективных форм культурного досуга, анализ факторов, влияющих на посещение кинотеатров необходимы для совершенствования их работы. Изучение современных форм досуга имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку исследования в настоящее время в этой сфере немногочисленны.
Социология кино, занимающаяся изучением частоты посещения кино разными социально-демографическими группами, структуры и динамики кинопублики, мотивов посещения кино находится в нашей стране на стадии становления. Таким образом, непрерывное и достаточно быстрое развитие киноискусства в современном мире, теоретическая неразработанность проблемы в социологии и её практическая значимость говорят об актуальности выбранной темы. Перед тем, как рассматривать кинотеатр в системе коллективных форм культурного досуга, мы изучили основные теоретические подходы к понятию «досуг», а именно концепции досуга М.Каплана и Дж. Шивере; выделили основные виды и формы досуга.
Теоретико - методологические аспекты в изучении кинотеатров как формы коллективного досуга представлены в работах исследователей социологии кино. Публику как объект изучения в рамках социологии кино исследовали Н. Хренов, Л. Коган, В. Нейгольдберг, Р.О. Божков. Рассмотрением особенностей коллективного восприятия фильма занимались Ж-М Гюйо, А. Базен, Мак-Дауголл, Э. Морен, А. Моль, Р. Роллан, И.С. Левшина, З. Кракауэр, Д. Прокоп и др.
Объект нашей курсовой работы - система коллективных форм культурного досуга.
Предмет курсовой работы - кинотеатр.
Цель нашей курсовой работы - определить место кинотеатра в системе коллективных форм культурного досуга.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретико-методологические подходы к понятию «досуг»;
2. Выделить особенности кино как социального института и вида искусства;
3. Проследить эволюцию развития кинотеатров в России;
4. Охарактеризовать специфику кинотеатра как коллективной формы культурного досуга.
Методологической основой курсовой работы является принцип институционального подхода к трактовке кинотеатра как коллективной формы культурного досуга.
Эмпирической основой курсовой работы является исследование, проведённое среди студентов ЧГУ, т.е. молодёжи в возрасте от 17 до 23 лет как основных посетителей кинотеатров. Исследование было проведено с 27 апреля по 4 мая 2010 года и охватило 40 человек.
Методы исследования:
Общенаучные: анализ, синтез, обобщение.
Специальные социологические: опрос.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава является теоретической, она состоит из четырёх параграфов. Во второй главе исследуется место кинотеатра в системе коллективных форм культурного досуга. Общий объём работы составляет 35 страниц текста.
Глава 1. Кинотеатр в системе коллективных форм культурного досуга
1.1 Теоретико-методологические подходы к понятию « досуг»
Концепции досуга всегда тесно связаны с историческим и культурным контекстом, в процессе развития человечества они естественно менялись. Так, в Древней Греции досуг рассматривали как духовный идеал, достижение которого связано с развитием личности, приобщением к культуре и искусству, поскольку это являлось высшей формой деятельности. В эпоху Средневековья досуг в основном представляли как безделье, пустую трату времени и даже грех. Это во многом было связано с влиянием церковных догм, согласно которым труд являлся благим делом, а праздное времяпрепровождение порицалось. Для постиндустриального общества характерна концепция досуга, в которой его рассматривают в основном как рекреацию.[5]
Наиболее полное раскрытие понятия досуга было дано М. Капланом, одним из крупнейших теоретиков социологии досуга. Согласно представлениям Каплана досуг - это относительно самостоятельная деятельность (опыт), проявляющаяся в исполнении различных ролей в экономически свободное время, рассматриваемое как ожидание приятного его проведения. Оно включает в себя широкий спектр занятости и насыщенности, создавая возможность для рекреации, личного совершенствования и оказания услуг другим людям. М. Капланом было предложено несколько моделей (концепций) теории досуга:
Гуманистическая модель. Из западных ученых к ее приверженцам, по мнению М. Каплана, можно отнести С. Де Гразию, Дж. Пипера и Б. Рассела. Первые два представителя понимали под досугом созерцание, удовольствие. По Б.Расселу досуг - это путь к достижению счастья и радости. Подобные толкования близки к определению идеала досуга, т.е. способности души быть свободной, что было характерно для философов Древней Греции и Китая.
Терапевтическая модель. Досуг представляют здесь как средство (инструмент) для достижения определенной цели (например, высокого социального статуса или положения в обществе). К данной модели относится, в частности, теория американского экономиста и социолога Т. Веблена, определяющая связь богатства с досугом...
Социокультурная значимость досуга
Теоретические аспекты: уровни, виды и принципы организации досуга в России. Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых инсти...
Социология досуга молодежи в пространстве города
Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного...
Культурология досуга
В учебном пособии с позиций современной прикладной культурологии рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в разви...
Социокультурная характеристика уральского города: проведение досуга в центре и на окраинах, мода
Процесс "окрестьянивания" городов Урала в течение XIX в. Особенности организации досуга и развлечения разных сословий в маленьких провинциальных город...
Индустрия досуга
Виды досуговой деятельности человека. Исторические и культурные предпосылки организации досуга в англоязычных странах. Место индустрии досуга в культу...