Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

История формирования идеи и практики социального партнерства

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Социальное партнерство в РФ: история формирования идей, опыт, проблемы и перспективы развития. Система управления социальной защитой работников Дирекции управления движением Южно-Уральской железной дороги. Повышение эффективности социальной политики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Социальное партнерство в РФ: история формирования идей, опыт, проблемы и перспективы развития

2. Система управления социальной защитой работников Дирекции управления движением Южно-Уральской железной дороги

Заключение

Список литературы

Введение

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений система социального партнерства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60 - 70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. В России она только формируется. В современной России идет интенсивный процесс экономических, социальных, политических и духовных преобразований. Эти преобразования имеют коренной, радикальный характер, трансформируют все основные первичные элементы социального партнерства в России в системную совокупность социально-трудовых общественных отношений XXI века. Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.

Предметом исследования являются трудовые отношения в системе социального партнерства и связанные с ними экономические, организационно-управленческие механизмы и правовые инструменты их регулирования в условиях становления рыночной экономики в России, как на уровне конкретных хозяйствующих единиц, так и на уровне территорий, регионов и государства в целом; процесс становления системы социального партнерства как общественно-политического института демократического общества; формирование и деятельность субъектов системы социального партнерства - государства, профессиональных союзов, объединений работодателей; механизм, формы и методы взаимодействия субъектов системы социального партнерства в целях обеспечения социальной защиты работников, достижения социального и политического согласия и стабильности в обществе. Объектом исследования в работе является институт социального партнерства, системно представленный в структуре его главных субъектов: законодательной и исполнительной власти; профессиональных союзов, объединений предпринимателей.

Цель исследования - рассмотреть историю формирования идеи и практики социального партнерства.

Задачи исследования: проанализировать историю формирования идей, опыт, проблемы и перспективы социального партнерства в России, изучить систему управления социальной защитой работников Дирекции управления движением Южно-Уральской железной дороги.

Сегодня можно смело утверждать, что сфера общественного востребования социального партнерства значительно шире, чем собственно социально-трудовые отношения. Вместе с тем, в научной литературе широко распространено мнение, что приоритетным аспектом социального партнерства является аспект социальный, а важнейшей сферой функционирования социального партнерства - сфера социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Однако данное положение не отрицает и того, что, во-первых, социальное партнерство как общественный феномен неразрывно связано, взаимообусловлено в своем функционировании с институтами государственного управления, общественными организациями и политическими процессами. Во-вторых, социальное партнерство объективно и неизбежно влияет и на сферу политических отношений (например, в процессе выработки и реализации социальной политики государства и др.).

1. Социальное партнерство в РФ: история формирования идей, опыт, проблемы и перспективы развития

Термин «социальное партнерство» утвердился прежде всего именно в российской научной литературе и официальных документах. Общественная практика поставила перед российской наукой задачу -- имея исторически незначительную практику регулирования новых социально-трудовых отношений, разработать теорию, определить перспективы развития этого нового феномена, обозначить основные признаки и факторы его функционирования в России.

Как выглядят основы теории социального партнерства? Предмет исследования рассматривается в отечественной науке по-разному. Это и специфический тип общественных отношений, и цивилизованный метод их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология цивилизованного общества рыночной экономики, идеология социального мира и социальный институт: система органов и организаций. Это, наконец, и система теоретических и прикладных знаний.

Понятие социального партнерства как специфического типа общественных отношений можно характеризовать как вполне определенное и системное. В его содержании выделяются четыре признака:

1. предмет -- система взаимоотношений по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2. субъекты -- работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;

3. цель -- обеспечение баланса реализации интересов работников и работодателей;

4. ареал регулируемых отношений -- социально-трудовые и непосредственно связанные с ними экономические и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда.

Социальное партнерство -- это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости -- экономической, социальной, правовой -- вместе с появлением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников. Афонин Ю.А., Жабин А.П. Социальный менеджмент.- М., 2010. - С.74.

В процессе становления системы социального партнерства в нашей стране можно выделить три этапа.

1) 1991г. - середина 90-х годов. Начало рыночных реформ, упомянутый Указ Президента РФ, появление первых ассоциаций работодателей - РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами своей позиции в новых условиях.

2) Середина 90-х - 2002 г. Расширение законодательной базы социального партнерства, развитие трехстороннего взаимодействия (прежде всего на региональном и отраслевом уровнях), активное формирование региональных объединений работодателей, осознание профсоюзами своей роли в условиях рыночной экономики, активизация их действий.

3) 2002г. - по настоящее время. Разработка национальных проектов, вступление в силу ТК РФ (2002г.) со специальным разделом II “Социальное партнерство” и новой его редакции (2006г.), формирование многоуровневой системы социального партнерства, принятие ФЗ “Об объединениях работодателей” (2002г.), дальнейшее укрепление профсоюзов. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М., 2009. - С.213.

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов общественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формировании гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

Есть два подхода к этому противоречию: революционный (марксистско-ленинский) и реформаторский. Именно применительно ко второму способу мы говорим о социальном партнерстве, которое является важнейшим средством снижения уровня напряженности между трудом и капиталом, в обществе в целом.

Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, они также являются сторонами социального партнерства.

Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.

К ним относятся:

- колл...

Другие файлы:

Социальное партнерство
Анализ социального партнерства с точки зрения Трудового кодекса Российской Федерации. Работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном п...

Механизм социального партнерства и особенности его реализации в современных условиях
Методологические подходы к формированию системы социального партнерства. Субъекты взаимоотношений. Развитие коллективно-договорных отношений в системе...

Управление системой социального партнерства в Челябинской области
Сущность системы социального партнерства. Теоретико-правовой аспект управления системой социального партнерства, роль органов государственной власти....

Социальное партнерство в сфере труда
Понятие социального партнерства в сфере труда, основные принципы. Система социального партнерства и его формы. Представители работодателя в социальном...

Анализ эффективности применения технологии социального партнерства в разрешении социальных проблем
Особенности и технологии социального партнерства. Практика социального партнерства в решении проблем трудовой занятости людей-инвалидов, культурно-дос...