Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Исторические формы общности людей

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Теоретические допущения о функционировании и развитии общества, особенности его социальной структуры. Изучение особенностей формирования исторических форм общностей людей. Циклическое движение истории общества. Основные фазы существования цивилизации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Изучение особенностей формирования исторических форм общностей людей
  • Глава 2. Основные исторические формы общности людей
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание ученые разных времен и поколений. Анализируя накопленный опыт можно выделить четыре измерения социальной структуры.

Первое, наиболее изученное, измерение социальной структуры - то, которое было в центре интереса Э. Дюркгейма и представителей классической школы функционалистов. Это нормативное измерение: сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов. В этом контексте рассматриваются внешние, объективизированные, принудительные для всех членов общества социальные факты и коллективные представления, которые можно истолковывать как реальные, конкретные действия людей.

Второе, идеальное измерение, изучали феноменологи, начиная от М. Шеллера до А. Шюца. В разрезе этого измерения рассматривалась связанная с коллективом и распространенная в нем совокупность идей, убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, они не обладают принудительной силой, но являются категорическими, устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от истинности создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия.

Третье измерение анализировал Г. Зиммель и сторонники теории обмена (социального бихевиоризма). Здесь происходит осмысление интеракционного измерения - связанных с данной общностью и типичных для нее взаимно ориентированных действий. Интеракционная структура определяет то, с кем и относительно кого члены общества предпримут действия.

Четвертое, оказалось в центре исследований К. Маркса и М. Вебера и исследователей классов, социального расслоения и власти. Суть такого измерения состоит в том, что оно неизбежно порождает иерархические неравенства между людьми, из-за чего и возникают социальные конфликты.

Помимо измерений, необходимо рассмотреть концепции социальной структуры. К ним относится большинство ведущих социологических концепций, за исключением "гуманистического направления", представители которого делают упор на изучение сознания человека, методов понимания и интерпретации действий других людей. В противоположность этому направлению концепции социальной структуры носят антипсихологический, объективистский характер, стремятся объяснить поведение индивида или группы с точки зрения их места в социальной структуре. С этим же связана и другая особенность - признание детерминирующей роли социальной структуры по отношению к составляющим ее элементам. Для современной концепции характерно также понимание структуры не как застывшей конфигурации, а как динамичного целого, обладающего эмерджментным характером, т.е. порождением закономерностей системы взаимодействием составляющих ее элементов.

Глава 1. Изучение особенностей формирования исторических форм общностей людей

В начале ХХ века немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) разработал свой вариант философии истории, основные положения которого были изложены в книге "Закат Европы". Философ утверждал, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные, глубоко отличные друг от друга индивидуальные культуры. Общество и его история - это не поступательный и прогрессивный процесс, а история сосуществования и чередования народов и их культур.

Культура каждого народа не похожа на другие, культурно-исторический тип уникален, неповторим и замкнут в себе. Культуры в трактовке Шпенглера - это своего рода живые организмы. Они зарождаются, расцветают и гибнут. В существовании народов можно выделить две стадии - зарождения и расцвета, когда создаются все великие достижения народа в сфере духа (эту стадию философ и обозначал собственно термином "культура"), и упадка и гибели, когда происходит лишь деятельность в сфере техники и организации на базе достижений первой стадии (ее философ называл стадией "цивилизации"). В цивилизации происходит как бы окостенение органической жизни культуры. На этой стадии не может возникнуть ничего принципиально нового, процесс развития сменяется застоем, который заканчивается гибелью. См. Шпенглер О. Закат Европы. - М. 1993

Таким образом, жизнь народа отождествляется с жизнью биологического организма, а история общества представляет собой своего рода круговое, циклическое движение. При этом Шпенглер при характеристике культуры народа главное значение придавал специфике ее души. Он писал: "Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа… Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию… Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с протяженностью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией" Шпенглер О. Закат Европы. - М. 1993., стр. 264.. Согласно Шпенглеру, история человечества включает в себя восемь великих культур (и, соответственно, цивилизаций): египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, мексиканскую (майя), греко-римскую, византийско-арабскую и европейскую. Последнюю философ характеризовал как находящуюся в стадии цивилизации, т.е. упадка и грядущей гибели.

В концепции английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889-1975) выделяется уже двадцать одна цивилизация, образующие всемирную историю. Совокупность цивилизаций не может быть выстроена в единый ряд, ведущий к современному состоянию, поэтому, по мнению мыслителя, стеблевидную схему истории надо заменить на древовидную, в которой цивилизации уподоблены многочисленным ветвям большого дерева.

Характеризуя цивилизации как "динамические образования эволюционного типа", Тойнби так же, как и Шпенглер, выделяет следующие основные фазы их существования: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Первые две фазы связаны с "жизненным порывом", а две последние обусловлены "истощением жизненных сил". Согласно Тойнби, цивилизации возникают как ответ на различные вызовы природной и социальной среды. Поскольку общество трактуется в основном как совокупность отношений между индивидами, а не социальными группами, постольку именно благодаря порывам гениев и творческих меньшинств цивилизация и может давать ответ на вызовы среды. Эти творческие личности воплощают в себе закон Бога-спасителя, и только их деятельность может спасти, сохранить цивилизацию.

Основанием для различения цивилизаций у философа служит религиозный признак. Уникальность каждой цивилизации обусловлена своеобразием ее ответов на вызов истории. Замкнутость и обособленность цивилизаций не исключают их духовного взаимодействия, и смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

В советском обществознании цивилизационное видение истории игнорировалось, и только в последнее время цивилизационная концепция начала активно разрабатываться. Можно использовать следующую формулировку: "Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства" Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых, - Советская этнография, 1967, № 4. .

В этом определении фиксируется качественное своеобразие цивилизации как сложившегося, достаточно развитого общественного устройства. На этапе цивилизации социологические законы сформировались и стали проявляться в наиболее полном, развернутом виде, развитие общественного производства обусловило переход от родовых и узколокальных связей между людьми к функциональным и более широким территориальным связям в рамках государства, а также привело к созданию общезначимых материальных и духовных ценностей.

Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются. Установление соотношения между многочисленными и очень разнообразными, существовавшими в прошлом и существующими ныне этническими общностями, или, проще говоря, народами (в этнографическом смысле этого слова), группировка общностей, сходных по тем или иным признакам, и отделение классификационных групп друг от друга - все это не только упорядочивает и закрепляет уже накопленные научные результаты, но является одним из основных путей дальнейшего познания существа этнических процессов и закономерностей их развития во времени и в пространстве. В ряде случаев при выборе системы классификации приходится учитывать не только ее теоретическое, но и практическое значе...

Другие файлы:

Нация как социальная общность
Социальные общности различных видов и типов как формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого сосуществования. Этнические общности: по...

Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей

"Свои" и "чужие" в локальной территориальной общности
Понятие территориальной общности – совокупности людей, объединенных социальными связями, возникающими по поводу определенных условий жизнедеятельности...

Кровнородственные общности
Изучение родоплеменной общности, которая была исторически первой формой объединения людей и возникла на почве стадного образа жизни прачеловека. Харак...

Социально-этнические общности и национальные политики
Определение понятия этноса как группы людей, объединенной общими субъективными и объективными признаками. Раскрытие содержания нации как социально-эко...