Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего (о духовном воспитании современной молодежи)

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Зависимость успеха проводимых реформ в России от ответственности и принципиальности политических и государственных деятелей и идеологов, исполнителей на местах, уровня развития системы образования. Формирование в обществе национальной духовности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего (о духовном воспитании современной молодежи)

Сегодня становится очевидным, что будущее России, успех проводимых реформ будут зависеть не только от ответственности и принципиальности политических и государственных деятелей и идеологов, конкретных исполнителей на местах, но и от уровня развития системы образования, которая во все времена играла значимую роль в жизни общества, особенно в переломные, революционно-переходные этапы его развития. Именно от молодежи, которая всегда находится в эпицентре всех социальных перемен и является главным мобилизационным ресурсом общества, зависят судьба и полноценное, полнокровное общественно-национальное бытие России и сохранение ее субъективности как исторического государства в мировом сообществе.

Какой же должна быть молодежь и почему с ее позицией, стремлениями, человеческими качествами приходится связывать исторические судьбы и будущее нашего общества? Что же представляет из себя духовный человек как "конечный продукт", и почему именно сегодня особенно актуальны слова великого ученого-соотечественника Д. Менделеева о том, что "знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего?"

Изменения, перевернувшие основы прежней жизни и кардинально сместившие ценностные координаты, глубоко затронули "святая святых" - сферу духа и национальной духовности. Сегодняшняя пропаганда, в частности, европейского и американского образов жизни и ценностных ориентаций, работает, прежде всего, на повышение интереса современной молодежи к зарубежной поп-культуре и создание новых дешевых рынков сбыта для ее духовной продукции. Идет тотальное наступление "тектуры" - технического эволюционизма, Современная социокультурная ситуация говорит о не очень радужных реалиях и о серьезных духовных недугах (имеющих далеко идущие негативные последствия для национальной безопасности и для национального генофонда), которые постепенно поражают наше молодое поколение, оказавшееся узником "ложных идолов", активно насаждаемых в отечественное общественное сознание духом западной ("фаустовской") традиции и культуры и "доморощенной" низкопробной поп-культурой и искусством с их "гиперреализмом", откровенным и избыточным натурализмом. Сегодня идет стремительный рост поколения "одномерных" людей, пораженных вирусом духовно-нравственного и национально-культурного иммунодефицита. Эти модные маргиналы ориентируются на космополитизм, не на "быть" (быть порядочным, воспитанным, ответственным, знающим свой родной язык и уважающим свою культуру, трепетно относящимся к детству, старости, к женскому началу как прекрасной половине человечества и др.), а на "иметь" (легкие победы, продажную и доступную любовь "на час", материальные блага, развлечения, модную одежду, именитых друзей и т.д.). В молодежной среде постепенно складывается образ особого социального типа законченного индивидуалиста: это "знакомый незнакомец", вскормленный модными процессами, универсиализации традиционной отечественной культуры и нравственности. Он воспринимает окружающую среду, людей, друзей, девушек только как субстанцию, существующую исключительно для удовлетворения его растущих, преимущественно гедонистических (от греч. "наслаждение") запросов. Отношение таких людей к внешнему миру, к другим носит сугубо потребительский характер, им чужды интерес ко всему, что не касается их непосредственно, высокие идеалы, романтические и возвышенные чувства, забота о будущем (они живут принципами: только мне, только много, только "здесь и теперь"). Не лучший "мобилизационный ресурс" для находящегося в эпицентре социальных преобразований российского общества представляют и представители "потерянного поколения" современной молодежи с растерянным взором без оптимизма, смыслов и веры - в будущее, добро, в чистую и настоящую любовь, подлинную, достойную жизнь без алкогольных иллюзий, без обмана, которые не нашли себя в противоречивой современной действительности. А ведь именно за молодым поколением - судьба целого Отечества, его отношение к прошлому, своей истории, культуре, языку, его настоящее и будущее. Сегодня российское общество пытается навести порядок во всех сферах жизни, и успех проводимых реформ, возрождение былого геополитического авторитета нашего государства, обеспечение его национальной безопасности и духовного здоровья будут зависеть не только от прозорливости политических и государственных деятелей, идеологов и ученых, но и от современных молодых людей (главного мобилизационного ресурса общества), их жизненной позиции, интеллектуального, культурного, духовного потенциала, физического состояния как основы здорового генофонда нации, от порядочности, активности, ответственности как за свою жизнь, так и за судьбы своего народа, языка, культуры.

Задача общества сегодня - формирование национальной духовности и духовной личности, с интеллектуальным, политическим, культурным уровнем которой во многом связаны перспективы строительства гуманного, социально ориентированного и правового государства, в котором каждый гражданин, независимо от его общественного положения будет целью, а не средством, по словам И. Канта, где будет главенствовать авторитет беспристрастной Фемиды.

Духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения, итог усилий родителей и учителей, собственных усилий по самосовершенствованию и влияния ближайшего окружения, своих кумиров и идеалов. Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Стратегическую идею формирования современной молодежи как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: приверженность духу своего народа, без которой можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа Родины и личного обогащения, а не для ее развития и блага своего народа.

Судьба любого народа, как и отдельного человека, - это сочетание добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и исторических ошибок. К великому сожалению, "ложные идолы" односторонне проинтерпретированной демократизации, тотальной гласности, рожденные перестроечными процессами в начале 90-х годов, сделали свое разрушительное дело: "духовный стриптиз" перед мировым сообществом и собственным народом, публичные покаяния о всех возможных и невозможных исторических грехах не прибавили уважения к нашей великой нации, которая дала миру А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, ценою миллионов жертв победила фашизм, первой "открыла окно" в космос. Исторические заблуждения не должны стать основанием для покаяния перед мировым сообществом и национального самобичевания перед собственным народом - это аксиома, которую демонстрируют многие государства, в частности Германия, в чью биографию кровавыми буквами вписаны черные страницы фашизма: из прошлого нужно извлекать уроки для настоящего и делать конструктивные выводы, чтобы не повторять их в будущем. "Несчастна та страна, которая нуждается в героях", - писал в свое время Б. Брехт, но сегодня нашему обществу как никогда нужны настоящие герои-патриоты и граждане своего Отечества, подвижники родной национальной идеи, а не слепые поклонники безликой универсальной культуры.

Анализируя сложившуюся сегодня в обществе социокультурную ситуацию, складывается смутное ощущение, что против россиян навязана некая изощренная психологическая и духовная война, главный и меткий удар которой направлен, прежде всего, против нашей молодежи. Тотальная экспансия стандартов западного (американского) образа жизни как идеальных моделей для организации жизнедеятельности разрушает традиционные ценностные основания и духовность нашего общества. И никто, наверное, всерьез не задумывался о том, почему Запад, щедро сливая в души российской молодежи "особо опасную" для собственного самочувствия духовную и иную продукцию, не экспортирует чтимые у них в личном и общественном сознании и активно культивируемые на общегосударственном уровне идеи патриотизма и гражданственности, бережного и объективного отношения к своей национальной истории, культуре, родному языку? Современные западные философы и идеологи отлично перефразировали аксиому своего учителя Герберта Спенсера (1820-1903) цель воспитания - это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы быть управляемо другими и спроецировали на наше общество. Образ глухой и разваливающейся российской деревеньки из далекой глубинки, запечатленный на фотоснимке страдающим от душевной боли патриотом и опубликованный в одной из отечественных газет, стал символическим: на скособочившейся старой вывеске небольшого сельского магазинчика, возле которого собрались пенсионеры с пустыми авоськами и полупьяные сельские ребята с бутылками в руках, огромными корявыми буквами на английском языке выведено "супермаркет"…

Еще древние восточные мудрецы говорили, что для порабощения и уничтожения нации достаточно завладеть ее духом. Кто завоевывает душу народа, тот превращается в ее властелина, кто духовно порабощает народ, тому нет необходимости брать в руки оружие: он сам, по своей воле, встанет на колени. реформа идеолог общество духовность

Патриотизм воспитывается, формируется целенаправленно - и не только моральными проповедями, а прежде всего государственной и социальной политикой, направленной на возвышение каждого человека, на защиту его прав, на обеспечение таких условий существования, которые возвышают человека и направляют его жизнедеятельность таким образом, чтобы он не занимал конформистскую, равнодушно-созерцательную позицию, а был активен, деятелен и все свои силы, энергию, знания направлял на то, чтобы его народ стал сильным, могущественным и авторитетным. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный дух...

Другие файлы:

Народные традиции как главный фактор социализации молодежи в современном обществе
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях, процесс ее культурной социализации. Использование русских народн...

Духовно-нравственное воспитание современной молодежи
Анализ роли церкви и государства в воспитании современной молодежи. Актуализация системы общенациональных ценностей как приоритетная задача политическ...

Роль русских святых в духовном воспитании общества
Очерк жизни и духовного развития Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, благие дела и роль в духовном воспитании общества. Житие...

Особенности гражданского, патриотического воспитания молодежи в условиях развития демократии и совершенствования гражданского общества
Актуальность и необходимость патриотического воспитания в условиях современной Российской Федерации. Проблемы развития нравственности и чувства гражда...

Правовое сознание молодежи на современном этапе
Правовое сознание: понятие, структура и основные виды. Характеристика факторов, влияющих на формирование и развитие правового сознания. Особенности пр...