Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Гуманистическая концепция социальной работы

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Основные аспекты социальной работы как феномен современного мира, милосердие - выражение ее гуманистической ценности. Особенности и структура гуманистической концепции социальной работы. Социальная работа как социально-гуманистическая деятельность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • § 1. Основные аспекты социальной работы как феномен современного мира
  • § 2. Особенности гуманистической концепции социальной работы
  • § 3. Социальная работа как социогуманистическая деятельность
  • Заключение
  • Литература

Введение

Актуальность исследования. В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформировались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профессия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших успехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов социальной помощи и поддержки - к попытке их осмыслить и объяснить [1, 12].

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа "человек - человек" остается объективно необходимой для общества, т.к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой [27, 5].

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относится исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов. По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античным философами, затем развивалась в Средние века и в Ново время получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Кампанелла, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и многие другие философы до нашей и нашей эры причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и в том числе социальной работы.

Перед любым человеком встают вопросы: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? Какова общая картина развития современного общества, трудности, противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится прежде всего к проблеме человека и его сущности. Аппарат социальной работы содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Когда мы говорим о теоретических и методологических основах социальной работы как науки, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входит в число непосредственных практических задач социальной работы [30, 8]. Наиболее глубоким социальным основанием, основ полагающей целью является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы как практической деятельности и как науки.

Предмет исследования. Гуманистическая концепция социальной работы.

Объект исследования. Основы социальной работы.

Цели исследования. Рассмотреть особенности и структуру гуманистической концепции социальной работы.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть понятие социальная работа как феномен современного мира и милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы.

2. Изучить особенности гуманистического подхода в практике работы социального работника с клиентом (психологический аспект).

3. Описать и проанализировать направления социальной работа как социогуманистическую деятельность.

Теоретическая значимость исследования представляется в обобщении имеющейся исследовательской литературы по изучению гуманистической концепции социальной работы.

Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Холостова Е.И., Никитин В.А., Гришанова Н.А. и др.

§ 1. Основные аспекты социальной работы как феномен современного мира

Социальная работа как научная категория и социальное явление может рассматриваться через близкие понятию "работа" понятия "деятельность" и "активность", поэтому данные категории глубоко разрабатываются в теории социальной работы. Активность - это всеобщее свойство живой материи, обусловленное, прежде всего, потребностью выживания и адаптации ее объектов в социоэкологической среде. Деятельность является особой формой активности организмов, она возникает на основе отношений системы и окружающей среды в целях поддержания устойчивости системы.

Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе социальной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и теоретическую - научное знание о социальной работе.

Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека [27, 15].

Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Профессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.

Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессиональный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.

С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предполагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и индивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструирования общества, объектом социального проектирования и моделирования.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие широты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегративный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного общества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требованиями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким образом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, организаций и граждан.

Другие файлы:

Основные тенденции парадигмы социальной работы
Социологические, психологические и комплексно-ориентированные парадигмы и функционалистская, интерпретативная, радикально-гуманистическая и структурал...

Соотношение психосоциальной и социально работы в системе социальной помощи и поддержки населения
Особенности взаимодействия психосоциальной и социальной работы в системе социальной помощи и поддержки населения на основе психодинамической модели. Э...

Психология и педагогика социальной работы с семьей
На основе анализа проблем, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты, работающие с семьей, — врачи, педагоги, психологи, социальные работники, со...

Анализ деятельности "Центра социальной помощи семье и детям" г. Рязани по работе с многодетными семьями
Многодетная семья как объект социальной работы. Эволюция семьи в России; понятие, типология и социально-экономическое положение и проблемы многодетных...

Гуманистическая концепция воспитания
Сущность педагогики сотрудничества. Принципы учебно-воспитательного процесса. Личность в концепции гуманистического воспитания. Концепция среднего обр...