Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Благотворительность на Кавказских Минеральных Водах как социокультурный феномен и составная часть отечественного социально-исторического процесса

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Понятие благотворительности, ее формы: неорганизованная, организованная. Благотворительность на Кавказских Минеральных Водах. Стимулы к служебной и благотворительной деятельности: ордена, медали, кафтаны. Сущность благотворительных организаций XIX века.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Благотворительность на Кавказских Минеральных

Водах как социокультурный феномен и составная часть отечественного социально-исторического процесса

1. Благотворительность как феномен общественной жизни: понятия и виды

Важнейшим компонентом системы научных знаний любой науки является ее понятийный аппарат -- совокупность понятий, посредством которых представляется возможным выразить в научных теориях выявленные закономерности, тенденции, принципы, правила. Понятие - это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств.

В процессе исторического исследования необходимо вычленить понятийное поле проблемы, корректно оперировать понятиями, правильно и адекватно действительности раскрывать их значение и давать полное определение их содержания. Это зависит от глубины и широты знаний, особенностей мышления исследователя, культуры оперирования категориально-понятийным аппаратом.

Предпринятая нами попытка изучения и анализа состояния научной разработки проблемы российской благотворительности показала, что историки овладевают искусством оперирования понятиями и категориями в основном в процессе исследовательской практики, что происходит интуитивно и нередко приводит к разным трактовкам одного и того же понятия. Конечно, разные подходы не только допустимы, но и желательны, т.к. являются, по сути, средством разрешения противоречий. В нашем исследовании мы придерживались следующего правила: объем понятий, трактовка заключенного в них содержания должны быть соотнесены с историческими условиями анализируемого феномена благотворительности и должны учитывать контекст рассматриваемых исторических событий.

В ходе исследования мы пришли к заключению, что современные исследователи испытывают определенные трудности в адекватном определении феномена благотворительности, что, вероятно, связано с его многоаспектностью. Так, например, А.А. Клецина и А.В. Орлова сделали попытку обзора различных взглядов на благотворительность, чтобы показать как можно больше граней, ракурсов понимания как самого этого непростого феномена, так и его отдельных проявлений и элементов его существования и роли в обществе. Они рассмотрели десяток определений, выявив «различие в позициях этих и других определений» и отметив, что ни одно из них не может быть признано удовлетворительным [83].

Все сказанное побуждает нас сделать свою критическую оценку некоторых определений благотворительности и подходов к ее изучению.

В.О. Ключевский в очерке «Добрые люди Древней Руси» так писал о благотворительности: «Благотворительность -- вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают»[84]. Со времен Ключевского ученые так и не пришли к единому определению понятия «благотворительность». Сравнение некоторых определений благотворительности позволит нам подойти к пониманию такого неоднозначного феномена.

«Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему...» [85]. Определение, данное Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона, подчеркивает, что, в первую очередь, благотворителем движут эмоции и этические соображения, а во -- вторых, бедный вправе ожидать помощи со стороны богатого.

В Энциклопедическом словаре Гранат дано следующее определение: «Благотворительность, как форма помощи, в отличие от обязательного общественно-государственного призрения, носит факультативный характер. Она явилась ответом на непосредственные запросы жизни». «Благотворительность даже в соединении с системой обязательного призрения может быть признана лишь паллиативом, способным смягчить остроту явлений, с которыми она борется, но бессильным устранить их совершенно» [86]. «Благотворительность свободна, диктуется чувством сострадания или стремлением исполнить некоторую религиозно-нравственную потребность; она не справляется с реальным положением лица, просящего о помощи, не ставит перед собой никакой обязывающей программы и не считается обычно с последствиями доброхотных даяний» [87].

Некоторые современные словари так определяют благотворительность: «...помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции» [88]. «Благотворительность -- безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными лицами, организациями и государством» [89]. Энциклопедия «Отечественная история» определяет благотворительность как «помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц» [90].

Среди современных исследователей феномена благотворительности встречаются разные подходы к толкованию понятия «благотворительность». Так, например, В.П.Мельников и Е.И. Холостова считают, что «благотворительность, или филантропия (от греческого слова филантропос-человеколюбие), - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям: сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта)» [91]. «Филантропия (от греч.человеколюбие) - благотворительная деятельность, оказание материальной помощи и покровительства неимущим, нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Ф. - совокупная взаимосвязь моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным. Она может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Филантропические организации и их деятельность занимают важное место в общественном организме современных государств. Ф. явилась одним их каналов общественной активности, формирования и проявления доброты и нравственного самовоспитания» [92].

П.Д. Павленок полагает, что благотворительность, наряду с покровительством неимущим, социально незащищенным, является формой филантропии [93].

М.В. Фирсов подчеркивает: «Благотворительность - слово впервые встречается у Н.Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIXстолетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся» [94].

А.Р. Соколов в результате изучения некоторых подходов к понятию «благотворительность» предлагает свое определение: «Благотворительность есть добровольная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе и созданных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная на достижение большего социального благополучия» [95].

Э.А. Фомин дает некоторое эмпирическое обобщение той совокупности явлений, которые обычно воспринимаются как благотворительность -»негосударственную добровольную безвозмездную деятельность в социальной сфере, направленную на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает собственных ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности». Фомин считает, что «в этой ситуации бескорыстная помощь оказывается по соображениям, обусловленным личными контактами, симпатией, уважением, наличием общей истории отношений между дарителем и реципиентом. И именно эти личные отношения побуждают к соответствующим поступкам». Далее Фомин делает заключение, что «благотворительность <...> свободна изначально от всех внешних обстоятельств обязательственного и культурно-нормативного характера» [96]. На наш взгляд, два последних заключения спорны, и мы постараемся в процессе нашего исследования на конкретных исторических примерах показать, что нельзя сбрасывать со счетов личностную мотивацию благотворителя или социально-культурные традиции.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135 - ФЗ гласит: «Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи» [97].

П.Я. Циткилов дает двойственное толкование понятию «благотворительность»: «Собственно благотворительность означает оказание избирательной помощи нуждающимся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворительность включает в себя и призрение, то есть обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные государственные и общественные учреждения, заведения» [98].

Несколько другой подход к толкованию узкого и широкого смыслов понятия «благотворительность» предлагает П.Д. Павленок: «В узком смысле благотворительность означает оказание частными лицами или организ...

Другие файлы:

Лечение на Кавказских Минеральных Водах
Общая характеристика ресурсов Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Эксплуатационные запасы минеральных вод в регионе КМВ. Показания к лечению на КМВ, общ...

Развитие культурных процессов на кавказских Минеральных Водах во второй половине ХІХ-начале ХХ вв.
Проблемы управления культурными процессами в период контрагентства (1861-1883 гг.). Реализация государственной культурной политики в регионе Кавказски...

Кластер Кавказских Минеральных Вод
Крупнейший рекреационный район. Природно-климатический ресурсы Кавказских Минеральных Вод. Могучие минеральные источники. Боргустанский среднегорный к...

И.И.Крылов на Кавказских Минеральных Водах. Изучение проблемы
Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающий змею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод. Основой этог...

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)
Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающий змею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод. Основой этог...