Аудитории Интернета как объект социологического исследования
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
В настоящее время киберпространство большими темпами охватывает все сферы жизни и деятельности людей. В связи с этим будет целесообразно провести многоаспектное изучение аудиторий Интернета с учетом изменений структуры этой аудитории.
Для этого следует определить цели исследования.
Первая цель данного исследования - сделать анализ социальной статистики посещения интернета российскими пользователями.
Вторая цель - внести комментарии к социально-демографическому профилю Российской интернет-аудитории (2005-2008 год).
Третья цель - описать методики и техники изучения аудиторий интернет.
Для достижения целей нужно решить следующие задачи.
1. Провести анализ статистики и проанализировать эффективность методик и техник анализа пользования Интернетом;
2. Определить пространственную локализацию пользования Интернетом;
3. Определить, что привлекает людей в Глобальной Сети;
4. Определить основные характеристики интернет-аудитории;
5. Выяснить, могут ли респонденты обходиться без Всемирной паутины;
6. Определить уровень проникновения Интернета;
7. Выявить частоту посещения web-страниц;
Объектом исследования являются пользователи Рунета.
Предметом исследования - значимость Интернета для россиян,
т.е. насколько им важна Всемирная паутина, насколько они зависят от Интернета и что от него хотят, могут ли россияне обойтись без Киберпространства.
Степень научной разработанности темы.
Интернет привлекает различных ученых: психологов, политологов, социологов, экономистов, юристов, философов.
Психологов в первую очередь интересуют проблемы идентичности в условиях анонимности Интернет-деятельности, мотивации различных групп пользователей, влияния опыта использования Интернета на повседневное поведение, проблемы внутригруппового взаимодействия в складывающихся Интернет-сообществах, проблемы Интернет-зависимости.
Политологов в первую очередь интересует роль Интернета в политической коммуникации общества и использование Интернета в политическом PR-e.
Экономистов интересует развитие технологий и показатели электронного бизнеса, рекламы, экономическая эффективность вложений в развитие сайта и сетевых сервисов организации, интернетизацию рабочих мест и обучения персонала.
Юристов в первую очередь волнуют вопросы защиты авторского права в условиях Интернета, создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность юридических и физических лиц в Интернете.
Философов интересуют теоретические вопросы взаимосвязи Интернета и глобализации, Интернета и информационного общества, соотношение в Интернете баланса анонимности (и неприкосновенности частной жизни) и безопасности общества.
Социологов в свою очередь интересуют вопросы общей численности и структуры аудитории (по частоте использования, социально-демографическим признакам), взаимовлияние Интернета и различных социальных подсистем общества (культуры, политики, экономики, образования и т.д.), место Интернета в обществе, его внутренняя структура, а также многие вопросы на стыке с перечисленными науками.
Таким образом, следует отметить достаточно широкий спектр гуманитарных научных проблем в изучении Интернета.
В первую очередь хочется отметить наиболее значимые источники, которые способствовали написанию данной работы. Сборник «Интернет и российское общество» объединяет работы, посвященные взаимосвязям Интернета и общества, его роли Интернета.
Ценные методические и методологические разработки представлены в сборнике научных статей «Методологические проблемы и практика изучения Интернета» под ред. к.п.н. А.В. Шарикова.
Наиболее свежая эмпирическая информация о развитии аудитории Интернета была почерпнута из аналитических обзоров «Интернет в России» Фонда «Общественное мнение».
Первым к социологическому анализу данного социального феномена обратился Мануэль Кастельс, чья концепция оказала большое влияние на формирование научного знания по этому вопросу. Он описал социальную и экономическую ситуацию в период вхождения человечества в новую эпоху, которую сам он назвал «информационной». В 1992 году Маршал Маклюэн предположил, что Интернет превращает современный мир в аналог некоей глобальной деревни, возвращаясь от сегодняшних отчужденных отношений, к племенному типу отношений между людьми.
Вопрос о возможном переносе социальных отношений, сложившихся в специфических условиях киберпространства в реальную жизнь на новых основаниях затрагивает С. Кизима в своей работе «Интернет в России: влияние на социальную стратификацию».
Ряд работ таких исследователей, как А. Жичкина, Е. Белинская, Ю. Нестеров, посвящены раскрытию психологических аспектов виртуальной коммуникации в различных сетевых сообществах. Общая идейная проработка этих вопросов в новейшей истории была начата в 70-е годы западными футурологами Дж. Гэлбрейтом, Э. Тофлером, П. Дракером и другими.
В России близкие исследования проводятся А.И. Ракитовым, Р.И. Цвылевым, в ряде лабораторий ЦЭМИ РАН. Такие известные социологические организации, как Global Reach, eTForecasts, SpyLOG, Gallup Ltd, Gallup Media, Фонд «Общественное Мнение», агентство Monitoring.ru и другие, регулярно проводят массу исследований аудитории Сети. Ими выявлен и подробно описан факт прироста российской Интернет-аудитории за последние три года в среднем на 10-12% ежеквартально.
Общей особенностью этих исследований является анализ возможных социально-экономических, социально-демографических, гендерных, возрастных и других изменений.
Данная дипломная работа опирается на работы следующих ученых:
Д.В. Иванов (теоретический анализ современных явлений на основе концепции виртуализации общества); А.Е. Шадрин (анализ широкого спектра проблем влияния Интернета на социальные институты общества, особенностей сетевых организаций); А.В. Чугунов, В.А. Ачкасова, Б.З. Докторов (аналитические обзоры развития Интернета в России, исследований аудитории в России, влияние Интернета на современное российское общество); Е.Б. Галицкий22, П.К. Залесский23 (изучение аудитории Интернет в России); В.Е. Лепский, А.Г. Рапуто, С.В. Бондаренко (сетевые сообщества);
Для данной работы важны гипотезы.
Одна из гипотез работы заключается в предположении, что достаточно высока динамика распространения Интернета среди женской части аудитории и большую часть аудитории по-прежнему составляет молодежь. Имеет место быть еще одна гипотеза - основную долю пользователей Интернета составляют лица с высшим образованием, но также увеличивается доля аудитории, имеющей среднее специальное образование.
Есть данные в целом по России о составе пользователей Рунета, но хотелось бы исследовать состав пользователей Интернета, обучающихся в Южном Федеральном Университете.
1. Теоретическая часть
Возникнув как средство для обмена информацией, сегодня Интернет представляет собой территорию, на которой активно продают и покупают, рекламируют и оплачивают товары и услуги, пользуются возможностями Интернет-банкинга и прочее.
В России Интернет появился гораздо позже, нежели во многих других странах мира. В техническом отношении годом его рождения здесь можно считать 1990. Именно тогда был зарегистрирован домен первого уровня.su (Soviet Union) и основана компьютерная сеть «Релком» (название образовано от слов RELiable COMmunications - надежная связь), ставшая первым российским провайдером. Уже к концу 1990 года к Сети были подключены около 30 организаций, среди которых - центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне и некоторых других городах.
С точки зрения содержания российская Сеть начала активно развиваться еще позже - лишь в 1997-1998 годах, в отличие от США и стран Западной Европы, где этот процесс начался лет на пять-шесть раньше. Развитие Интернета в России зависит в первую очередь от таких факторов, как уровень телефонизации и уровень компьютеризации среди населения, а также уровень доходов российских граждан www. eMarketer.ru .
С момента появления Сети наблюдается постоянное увеличение ее активной аудитории. Конечно, рост числа пользователей нельзя считать стабильным - как и везде, здесь есть свои падения и взлеты, но тенденция расширения интернетовской аудитории сохраняется, о чем свидетельствуют многочисленные аналитические прогнозы.
1.1 Аудитория Интернета в России
аудитория интернет пользователь
Использование исключительно технических средств (подсчет числа уникальных адресов, посещаемости сайтов и т.п.) позволяет лишь весьма приблизительно оценить реальное число пользователей Сети. Так, было бы неправильным рассчитывать аудиторию Интернета как количество подключенных пользов...
Объект социологического исследования
Структура социологии. Социологические исследования - инструмент познания социальной реальности. Объект социологического исследования. Социология в сис...
Программа социологического исследования
Содержание и структура программы социологического исследования, ее объект и предмет. Основные этапы составления программы, требования к ней. Элементы...
Склонность студентов к вредным привычкам
Программа социологического исследования. Описание проблемной ситуации. Проблема исследования. Цель исследования. Объект исследования. Метод исследова...
Медиаметрия как направление использования компьютерных технологий в медиаисследованиях
Автоматизированные измерения аудитории телевидения: сет-метрия, пассивная пиплмтерия, методика RPD. Системы Radiocontrol и Arbitron PPM. Способы и мет...
Роль Интернета в становлении гражданского общества
Понятие и факторы формирования гражданского общества. Особенности взаимоотношений интернет-технологий с институтами гражданского общества. Программа с...