Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Анализ опыта реализации социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха в НООИ "Верба" г. Новосибирска

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Социальные проблемы инвалидов по слуху. Основные принципы, специфика и особенности социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. Образование, профессиональная ориентация и трудоустройство.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1 Социальные проблемы инвалидов по слуху

1.2 Правовые аспекты организации социальной реабилитации инвалидов

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

2.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов по слуху

2.2 Принципы социальной реабилитации инвалидов по слуху

2.3 Технологии социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха

3. АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В НООИ «ВЕРБА» Г. НОВОСИБИРСКА

3.1 Методы исследования0

3.2 Методика проведения экспериментального исследования

3.3 Проект программы социально-психологического тренинга для инвалидов по слуху

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК3

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика СМОЛ. Стандартный многофакторный опросник личности

ВВЕДЕНИЕ

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

В настоящие время процесс социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха является, на наш взгляд, одним из актуальных и приоритетных направлений в социальной сфере. Как показывает практика, эффективное решение проблемы социальной защиты инвалидов и их комплексной реабилитации возможно только при активной государственной поддержке. На наш взгляд одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение студентов с нарушением слуха в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Нарушение слуха является одной из широко распространенных причин инвалидизации в детском возрасте. Несмотря на достигнутые значительные успехи в борьбе с этим недугом число детей, страдающих тугоухостью увеличивается из года в год.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы.

Выбор темы обусловлен недостаточной степенью ее разработанности в научной литературе. Первая группа исследования акцентирует свое внимание на проблему социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха в обществе, которая привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей: В работах многих авторов (И.А. Архип, Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, Э. Меги, В.П. Невской, Л.Ф. Сербиной и др.) представлен исторический анализ образования лиц с нарушениями в развитии в различных регионах России, отражающих новое виденье проблемы.

Отечественные ученые (В.В. Воронкова, Т.С. Зыкова, О.И. Кукушкина, В.И. Лубовский, М.Н.Перова, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.) указывали, что для предоставления равных возможностей студентам с проблемами в развитии необходимо создавать специальные условия: использовать специальные методы обучения, применять технические средства, обеспечить меньшую наполняемость классов, организовать адекватную жизненную среду, проводить необходимые медицинские и профилактические лечебные мероприятия, оказывать социальные услуги, развивать материально - техническую базу.

Особую значимость в современной специальной педагогике приобретает изучение эффективности деятельности дефектолога в контексте образования лиц с нарушениями развития (Р.О. Агавелян, Н.М. Назарова и др.).

Сегодня под специальным образованием понимается обучение и воспитание инвалидов с нарушением слуха, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, с учетом индивидуальных особенностей детей с целью достижения максимально возможного уровня образованности и самореализации личности (Н.М. Назарова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина и др.).

Анализировали организацию социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов с патологий слуха, подготовку специалистов по социальной реабилитации в России и организационно-методическое обеспечение деятельности реабилитационных учреждений (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Бадя Л.В., Храпылина Л.П., Устинова Э.В., Насыбуллина М.А).

Сегодня во всем мире действуют различные программы реабилитации больных с тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и другие объединения. Конечно, все это помогает людям с дефектами слуха жить более полноценной жизнью.

Цель исследования: изучение системы социально - психологических технологий реабилитации инвалидов и написание проекта программы работы с инвалидами по слуху.

Объект исследования: система социально - психологической реабилитации инвалидов с нарушением слуха.

Предмет исследования: технологии социальной реабилитации инвалидов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социальные проблемы и особенности социальной реабилитации инвалидов по слуху.

2. Проанализировать правовые аспекты организации социальной реабилитации.

3. Рассмотреть технологии социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха.

4. Рассмотреть психологические особенности инвалидов с нарушением слуха.

Гипотеза исследования: применение социально - психологических технологий в процессе социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха способствует оптимизации психоэмоционального состояния данной категории лиц.

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1 Специфика социально - психологических проблем инвалидов по слуху

Рассмотрим те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность, в частности, инвалидность с патологией слуха. Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидуальных недостатков. «В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации».

Второй барьер или социальное ограничение - это трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за своей патологии инвалид имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Обычно инвалидам, способным к трудовой деятельности, в частности инвалидам с патологией слуха предоставляются ( или оказываются доступны ) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов инвалида, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная.

Однако необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обуславливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, «трудовая деятельность доступна приблизительно 2/3 всех инвалидов, работает же не боле 17% из них». Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда. К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае она выплачивается более регулярно.

Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов, в частности инвалидов с патологией слуха, выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуж...

Другие файлы:

Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха
Нормативно-правовые основы профессиональной реабилитации лиц с нарушением слуха в Российской Федерации и за рубежом. Анализ социальных проблем в жизне...

Справочник по комплексной реабилитации инвалидов
В настоящем пособии представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические основы комплексной реабилитации инвал...

Правовые гарантии реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов
Понятие, содержание и виды реабилитации инвалидов. Цели и принципы формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов, правовые гарантии её...

Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями
Изменения в ходе исторического развития в подходе общества к проблеме инвалидности. Важнейшие факторы интеграции инвалидов в обществе, отношение к ним...

Социальная адаптация и интеграция молодых инвалидов с нарушением интеллекта в общество
Современное состояние инвалидности молодых людей с нарушением интеллекта. Анализ и обобщение опыта социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов...