Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Общество его структура и этапы развития

Тип: учебное пособие
Категория: Социология
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФГОУ Центр образования «СОГЛАСИЕ»РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬпо обществознаниюдля учащихся Лицея милицииЧасть IСоставители: Поздеева О.М.учитель истории и обществознанияБыкова Н.Н.преподаватель экономикиЕкатеринбург 2007Содержание Тема 1. Общество, основные сферы жизни общества1. Прочитайте приведенные ниже определения понятия «общества» и объясните, в каком случае дано определение в «узком» смысле, а в каком в «широком». Запишите эти определения в тетрадь.Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.Общество - определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.Общество - динамическая саморазвивающаяся система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в тоже время свою сущность и качественную определенность.2. Прочитайте текст и попробуйте найти признаки, которыми характеризуется общество. Какие признаки вы бы еще включили в данный перечень?Общество - это сложная система отношений между его членами. Общества не может быть без разделения функций между ними. Если бы каждый человек сам умел делать абсолютно все, он легко бы прожил в одиночку. Но каждый человек выполняет в обществе только отдельные, определенные для него функции. Один выращивает пшеницу, другой шьет одежду, третий учит детей. Поэтому люди нуждаются друг в друге. Конечно, можно абсолютно все делать самому, но тогда все это будет сделано одинаково примитивно. Чем выше уровень развития общества, тем больше в нем реализуется принцип общественного разделения труда. Врач, который сам шьет себе одежду, выращивает для себя картошку, ремонтирует себе квартиру, может быть только плохим врачом: у него просто не будет времени на то, чтобы совершенствоваться в медицине.Говорить "человеческое общество" - неправильно, потому что это все равно, что говорить "масло - масляное". Общество может быть только человеческим! У животных общества не бывает, хотя некоторые из них тоже живут большими сообществами и знают четкое разделение функций (например, муравьи, пчелы, птицы в стае). Люди, в отличие от животных, руководствуются в общественной жизни разумом, а не инстинктами. Животные в сообществах от рождения предопределены делать или выполнять какую-то одну, строго определенную функцию. Человек, в отличие от них, может, в принципе, выполнять все функции, которые выполняют другие люди. Любой человек, обладающий сознанием, может понять, что делает в обществе другой человек. Столяр понимает смысл деятельности слесаря, пекарь - смысл деятельности школьного учителя. Каждый человек с помощью своего сознания может представить все общество, в котором он живет, целиком.Инстинкты, регулирующие жизнь сообществ животных, заранее "программируют" их образ жизни и характер отношений между ними. Человек, в отличие от животных, не "запрограммирован" от рождения на какой-то вид деятельности и на определенное поведение. Поэтому в обществе должны быть механизмы воспроизведения необходимых ему людей - "специалистов" и отношений между этими людьми. Физиками, пекарями, учителями не рождаются. Их надо выучить. Но необходимо освоить не только профессиональные знания, нужно усвоить и правила общежития, принятые в данном обществе. Ни один человек от рождения не знает правил поведения в обществе, им тоже надо учить. Поэтому существуют устойчивые "механизмы", обеспечивающие обучение порядку, установленному в обществе, и поддержание такого порядка. Они называются институтами общества, или социальными институтами. Социальные институты (от лат. institutum - "устройство", "установление") - это исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. (А.В. Перцев, М.Б. Хомяков, Е.С. Черепанова. Обществознание для абитуриентов. Материалы для подготовки к вступительному экзамену. Екатеринбург. 2004).3. Изучите, а затем сравните предложенные ниже схемы, отражающие структуру общества. Какая из схем, на ваш взгляд, представляется наиболее точной и почему? 4. Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни. Определите основные функции каждого из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.5. Выберите правильный ответ:
  • Обществом называют: а) совокупность людей, объединенных исторически обусловленными фо...
  • Другие файлы:

    Общество, его структура и этапы развития
    Характеристика общества, этапов его развития и основных сфер жизни. Отличительные черты социологических определений "человек", "индивид", "личность",...

    Культура и общество как объект социологического исследования
    Культура как исключительно многообразное понятие, ее сущность и содержание, основные этапы зарождения и развития. Принципы формирования культурных нор...

    Религия и общество
    Функции религии в современном обществе: поддержание стабильности, идеологическая и защитная. Факторы, этапы зарождения, развития религиозных конфликто...

    Сущность и характеристики стратегического менеджмента. Исторические этапы формирования и тенденция развития
    Понятие и основные задачи стратегического управления, его структура. Анализ внешней и внутренней среды организации, выбор стратегии и контроль ее выпо...

    Пенсионный фонд России: анализ и направления развития
    Структура и этапы развития Пенсионного фонда России, источники использования средств. Опыт пенсионного обеспечения в зарубежных странах. Структура акт...