Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Человек индивид личность 2

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования). Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять – таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: «я знаю!», потому что ответом будет требование: «докажи, приведи факты», или «я умею!» – ответом будет: «сделай, покажи», или: «это полезно!» – в ответ человек услышит: «как это использовать?». Это мир, в котором особо ценятся те знания и способы действий, которые могут быть представлены в доступном для понимания и повторения виде и переданы другим людям, т. е. Теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики, где нет «моего» или «его» восприятия мира, а есть «истинное» или «ложное», где высказывание «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а имеет смысл – «эта вещь мне полезна». Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума. Человек – индивид – личность.Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возможность интеллекта, строение рук перспективу использования орудий труда, рисовать, писать и т.д. И этим младенец уже человек. Своими возможностями он отличается от детеныша животного. Этот факт доказывает принадлежность младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятие индивид. В отличие от детеныша животного, которого сразу после рождения на свет и до конца его жизни называют особью. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Понятие общения.Для того чтобы ввести понятие общения необходимо для начала разобраться в самом феномене общения, определить для чего оно нужно людям и что оно приносит в нашу жизнь. Проблема общения очень сложная и разносторонняя. Благодаря общению человек достиг такого уровня развития, на котором он сейчас находится. В последнее время общением интересуются многие науки, такие как: педагогика, философия, социология, психология и ряд других. И в само понятие общения каждая наука привносит, что-то свое. Психология занимает главенствующее положение в изучении феномена общения. Так как общение является психологическим феноменом. Общение – это необходимое условие формирования и развития каждого человека, а помимо этого без него не смогло бы возникнуть и сформироваться наше общество. В процессе общения люди обмениваются различной информацией. Общение позволяет достигать договоренности между людьми, передавать обычаи, стили поведения, манеры, знания. У каждого человека есть потребность в общении, а другими словами потребность в другом человеке. Без социального взаимодействия люди никогда не смогли бы преодолеть тот барьер, который отделяет дикую природу от цивилизации. Итак, общению можно дать следующее понятие: общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, возникает благодаря потребностям в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека.Виды общенияОбщение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установ...
Другие файлы:

Индивид, индивидуальность, личность
Исследование позиций и взглядов различных авторов на понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность". Нравственные основы личности и признание обще...

Человек как субъект, личность, индивидуальность
Индивид как субъект общественных отношений. Соотношение понятий "личность", "индивид", "субъект", "индивидуальность". Социализация личности как процес...

Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

Человек – существо социальное
Особенности антиномичности человеческого бытия. Личность в поисках смысла жизни. Роль труда в антропогенезе. Биологическое и социальное в человеке. Ли...