Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Типология культуры в работах П Сорокина и Н Данилевского

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Министерство образования и науки УкраиныХарьковский национальный университетимени В.Н. КаразинаСоцилогический факультетКафедра прикладной социологииКурсовая работапо социологии на тему:"Типология культуры в работах П. Сорокина и Н. Данилевского"Харьков2010г.ПланВведение1. Теоретико-методологические основы типологии культуры2. Социологическая теория суперсистем П. Сорокина2.1 Характеристика типов культур2.2 Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции, Рима, Европы3. Теории культурно-исторических типов Н. Данилевского3.1 Разрядность культурной деятельности по Н. Данилевскому3.2 Типы культур по Н. Данилевскому3.3 Закономерности возникновения, роста и заката цивилизацийЗаключениеСписок литературыВведениеПовышение социологического интереса к анализу культуры во второй половине ХХ сопровождалось некоторым "смещением перспективы" в рассмотрении данного феномена. Значительно упрощая и схематизируя ситуацию, можно сказать, что, если в традиционном социологическом теоретизировании (за исключением некоторых персоналий) "культура" воспринимается в качестве придатка к "социальному", то на современном этапе в соотношении "культурное - социальное" именно первый элемент доминирует. Интерес исследователей все больше смещается к проблеме культурной – смысловой обусловленности социальных феноменов. Социальные феномены предстают, прежде всего, как проводники определенных культурных значений. Другой аспект новизны в социологическом анализе культуры – это все большее внимание к присущим ей внутренним противоречиям, что само по себе может быть истолковано как отражение новой культурной ситуации, в которую погружен человек эпохи постсовременности. Возрастает интерес к изучению различных форм "фиксированной культуры", т.е. культурной "продукции" – фильмов, произведений искусства, рекламы, информации и т.д. Этот интерес связан и с ростом внимания к процессу производства культуры, субъектам и условиям создания культурных феноменов и артефактов.Огромная роль информационных технологий диктует необходимость анализа культурных и социальных последствий "информационного взрыва", влияния новых средств коммуникации на социальную среду и поведение человека. Процесс глобализации обостряет исследовательский интерес к проблемам межкультурного диалога и конфликта, взаимному влиянию культур, роли глобальных средств коммуникации в современных культурных процессах.Проблема типологии культуры занимает значительное место в современной социологии. Работы О.Шпенглера, М.Данилевского, Дж.Тойнби, Г.Спенсера, К. Ясперса, К. Леви-Строса, К.Леонтьева и других представляют собой оригинальные концепции, в котрых нашли отражение глубоко гуманистические взгляды на бытие человека и культурную реальность.Проблема типологии культуры находится на перекрестке теоретических интересов разных гуманитарных дисциплин: социологии, культурологи, философии и др. Анализу методологических и мировоззренческих проблем культуры посвящены работы многих исследователей. Речь идет, прежде всего, о работах В.С.Библера, М.М. Бахтина, В.П.Иванова, В.И. Шинкарука, Е.К.Быстрицкого, М.С.Кагана, Л.Г.Ионина, Л.М. Баткина, В.М. Межуева и др.Изучая типы культур авторы называли её - Н.Данилевский "культурно-историческими типами", О.Шпенглер - "высокими культурами", А.Тойнби "цивилизациями", П.Сорокин - "социокультурными суперсистемами", Н.Бердяев "великими культурами", Ф. Нортроп - "культурными системами" или "мировыми культурами" и т.Объектом работы есть теоретико-методологический анализ типологии культуры.Предметом работы является анализ социальной теории культуры П. Сорокина и культурно-исторического типа человечества К.Данилевского.Цель – построение теоретической модели типов культуры П.Сорокина и К. Данилевского.Реализация сформированной цели достигается постановкой и решением следующих задач:- проанализировать методологические основы типологии культуры;- раскрыть суть социологической теории суперсистем П.Соркина;- раскрыть суть теории культурно-исторических типов М.Данилевского;- доказать терию П.Сорокина на историческом примере;1. Теретико-методологические основы типологии культурыКультура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает "возделывание", "развитие", "почитание". Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего си...
Другие файлы:

Типология культуры в работах П. Сорокина и Н. Данилевского
Теоретико-методологические основы типологии культуры и социологическая теория суперсистем Сорокина. Характеристика видов культур и разрядность культур...

Основы цивилизации
Представление о цивилизации в различных философских концепциях, ее признаки и типология. Цивилизационный подход к истории философии. Концепция О.Шпенг...

Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина
Представление Питирима Сорокина о культурном развитии. Идеациональная, чувственная и идеалистическая культура. Предположения Сорокина о тенденциях раз...

Основы культурологии
Объект, предмет, методы и структура культурологии. Значение и функции культуры, этимология слова. Связь культуры, общества и цивилизации. Структурные...

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Основные проблемы культуры в концепции Н. Данилевского: основные идеи о развитии, проблема еврокультуризма. Теория локальности в развитии мировой куль...