Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Теория аномии Э. Дюркгейма

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Министерство образования УкраиныДонецкий национальный технический УниверситетКафедра социологииРЕФЕРАТпо дисциплине: «Социология»по теме: « Теория аномии Э. Дюркгейма»Выполнил: ст. гр. ИУС-06а Кузь Д. Л.Проверил: Коржов Г.А. Донецк, 2009План
  • Введение
  • Основная часть
  • Девиантное поведение
  • Теория аномии
  • Заключение
  • Список литературы
  • ВведениеАНОМИЯ - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ.[1] Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку. Аномия — продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности ибо объективная база последней — общественное разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии— расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя.Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии и расширив ее до масштаба общей теории девиантного поведения.[1] Мертон различает определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения и различает общества в связи со степенью значимости тех или других. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее средствам, толкают индивидов к принятию технически более эффективных средств достижения цели, даже если эти средства являются незаконными. По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.[1]Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Так например преступность, проявление девиантного поведения, будет иметь место всегда. Даже если искоренить преступность в понимании этого термина на сегодняшний день, то что-либо другое станет считаться преступностью, произойдет изменение критериев оценки поведения.Девиантное поведениеСпециальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами). Предметом подобных теорий могут служить социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм. Однако прежде чем сформулировать суть девиантного поведения, сделаем небольшое «метафизическое» отступление.Существо...
    Другие файлы:

    Теория аномии Эмиля Дюркгейма

    Самоубийство. Социологический этюд
    Выдающийся труд Э. Дюркгейма (1858 - 1917) `Самоубийтво`, впервые вышедший в Париже в 1897 г., посвящен выявлению роли социальных регуляторов...

    Проблема аномии в современном обществе
    Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов. Проблемы аномии в истории философской мысли. Проблема аномии в современном российс...

    Социология Э. Дюркгейма
    Социология — это не только теория, но и методология. Отличительной чертой научных позиций Э. Дюркгейма стала концепция социологизма. Теория социальной...

    Творчество Э. Дюркгейма
    Изучение биографических данных Э. Дюркгейма – ученого-социолога, который внес огромный вклад в исследование общества как нормативной системы. Великие...