Адаптация первокурсника к роли студента педагогического ВУЗА
Министерство образования и науки Российской ФедерацииГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»Институт фундаментального социально- гуманитарного образованияКафедра теоретической и прикладной социологииФакультет социологииВыпускная квалификационная работаАдаптация первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗаНормоконтроль пройден.Нормоконтролер___________«__»________________2010г.Исполнитель:Научный руководитель:Допущен(а) к защите«__»_________2010 г.Зав. кафедрой___________Екатеринбург2010ОглавлениеВведение…………………………………………………………………. 3Глава 1. §1. Адаптация как процесс и как объект социального анализа.....................................................................................................................6§2. Адаптация первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………………………………………………13Глава 2. Институты, влияющие на процесс адаптации первокурсников к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………20§1. Влияние куратора учебной группы на повышение эффективности адаптации студентов-первокурсников…………………………………………22§2. Влияние преподавателя на процесс адаптации студента- первокурсника……………………………………………………………………26§3. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа…………………………………………………………………..29§4. Психологическая служба, как один из институтов способствующих наиболее эффективной адаптации к статусу студента педагогического ВУЗа………………………………………………………………………………33Глава 3. Востребованность институтов, направленных на адаптацию студентов первокурсников педагогического ВУЗа………………………………………………………...……………...……..40Заключение………………………………………………………………..43Список использованной литературы…………………………………….44Приложение 1………………………………………………………..… 48Приложение 2…………………………..…………………………………53ВведениеПроцесс перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим - этот процесс сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального самоопределения, то есть молодой человек сам выбирает, что ему делать?, как это делать, как вести себя и т.д. возникает потребность в идентификации с какой либо группой, общностью. Высокая конформность в отношении к ценностям, нормам взрослых. В настоящее время не мало важен вопрос об адаптации студентов- первокурсников к статусу студента. Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. При переходе из средней школы в ВУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.Выбор темы ВКР был обусловлен тем, что тема очень актуальна в настоящее время. В работе представлена информация на тему приспособления студента к новой для него среде, а так же информация связанная с факторами, влияющими на успешную адаптацию первокурсников, такими как: преподавательство, институт кураторства, самоуправление и т.д. В главе 3 представлены результаты исследования, нацеленного на выявление востребованности этих институтов среди студентов педагогического ВУЗа, а именно УрГПУ.Предметом исследования в данной работе является взаимодействие студентов и институциональных программ, направленных на адаптацию первокурсников.Объектом исследования явились студенты первого курса различных факультетов Уральского Государственного педагогического университета.Главной вопросом в представленной работе является вопрос о том, существует ли взаимодействие студента и институтов адаптации созданных в УрГПУ- этот вопрос и является целью исследования.Достижение цели происходит по средствам решения поставленных задач, например: выяснить, насколько студенты осведомлены об институциональных программах направленных на адаптацию первокурсников; узнать, обращаются ли студенты к тому или иному институту адаптации; выявить доминирующие и не доминирующие институты адаптации.Для решения задач, а вследствие достижения целей исследования был использован метод анкетного опроса студентов- первокурсников УрГПУ.