Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Методы сбора эмпирической информации

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
План:
  • философское образование и курсы социологов;
  • социологическое образование;
  • инженерное образование и курсы социологов;
  • историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии.
  • Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните.16
  • Опрос и его разновидности.
  • Социологическая информация – совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых из различных источников как объективного, так и субъективного характера. Основные требования, предъявляемые к социологической информации: полнота, репрезентативность, надежность, достоверность, обоснованность, актуальность.По способу получения информация может быть первичной и вторичной. Первичная информация – это данные, полученные в результате специально проведенного исследования. Вторичная информация – результат обработки различных документов.Основные методы сбора первичной информации: опрос, наблюдение, фокус-группы, метод case study, эксперимент.Опрос – самый распространенный способ получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.Метод анкетирования – психологический вербально - коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование – опрос при помощи анкеты.Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.Виды анкетирования:1. По числу респондентов- Индивидуальное анкетирование (один респондент)- Групповое анкетирование (несколько респондентов)- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)2. По полноте охвата- Сплошное (опрос всех представителей выборки)- Выборочное (опрос части выборки)3. По типу контактов с респондентом- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)- Заочное (анкетёр отсутствует)- Рассылка анкет по почте- Публикация анкет в прессе- Публикация анкет в интернете- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.Также с ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн - анкетирование. Дизайн онлайн - опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн - опросник и собрать данные:BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах.Метод интервью – психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога – получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.Виды интервью:1. По степени формализации- Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.- Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.- Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.2. По стадии исследования- Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.- Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.- Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.3. По коли...
    Другие файлы:

    Опросные методы сбора эмпирической информации

    Методы и средства сбора информации
    Технология сбора информации традиционными методами. Правила сбора оффлайновой информации. Технические средства сбора информации. Операции для быстрого...

    Система методов сбора эмпирической информации в прикладном социологическом исследовании

    Методы сбора информации в социологическом исследовании
    Описание: Работа посвящена одной из важных методических проблем прикладной социологии — методам сбора информации. Автор рассматривает методы опроса, с...

    Методология и методы научного социолого-правового исследования
    Роль социологических исследований в изучении социально-правовых проблем. Этапы социолого-правового исследования. Конкретные методы сбора эмпирической...