Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Механизм социализации молодых людей

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Механизм социализации молодых людейГоворя о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного,поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой -- комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкульту-ра способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых -- производствен-ные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, №10 с 97-99.Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации - «врастания» молодых в мир взрослых. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая -- система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система -- самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.Зрелый возраст. В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие).Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическимвзрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворениепропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возрастхарактеризует расцвет человеческой личности. Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапомсоциализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько цикловчеловеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессии,прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба илизамужество, создание семьи, рождение детей. Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянутся вследствие прохождения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет илиускорится по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняяграница зрелого возраста не определена, то его верхняя граница обозначенавыходом на пенсию. Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного изрелого – служит экономическая, социальная и политическаясамостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? Впрежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят встуденческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальныепериоды истории – войны и революции – молодежь быстрее достигаетобщественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышениювоенной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойныйпериод истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодовсоциологи разработали набор критериев, которым должен соответствоватьмолодой человек, претендующий на статус взрослого: - сам себя обеспечивать средствами существования; - распоряжаться деньгами независимо от других; - быть самостоятельным в выборе образа жизни; - проживать независимо от родителей. В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи ввозрасте от15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным критериям ипоэтому в праве называться взрослыми. Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые и другиепризнаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск кголосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации,лишь вступление в брак служит значительным критерием взрослости. Семья –единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всежизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейногоцикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизниродителей, взрослый человек – субъект (по отношению к детям) и объект (поотношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестае...
Другие файлы:

Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе
Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсор...

Социализация личности
Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализаци...

Исследование уровня субъективного контроля и кризиса идентичности у молодых людей, страдающих зависимостью от наркотиков
Проблема наркомании в молодежной среде. Психологические особенности молодых людей, употребляющих наркотики. Локус контроль как особая характеристика л...

Основные компоненты педагогической характеристики социализации школьника
Механизм процесса социализации, его личностный характер и реализация через деятельность личности. Педагогическая природа, сущность и функции процесса...

Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания населения на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района
Основные понятия, определения и теоретические аспекты социализации молодых инвалидов. Повышение уровня социальной зрелости общества. Официальная социа...