Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социологические взгляды П.А. Сорокина о браке, семье, любви

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.А. СОРОКИНА О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ЛЮБВИПредистоки современной отечественной социологии семьи в позитивистской школе, строящей социологию по образцу естествознания, и в субъективистской школе, требующей особого метода изучения при исследовании особого объекта - человеческой истории, где действуют люди, стремящиеся к достижению своих целей.Мало кто из социологов прошлого не упоминал семью, пытаясь объяснить, как устроена общественная система. Но мало и тех, кто посвятил семье, браку, родству и связанным с ними отношениям специальные работы.В начале двадцатого столетия парадигма социализма была очень популярна среди российской интеллигенции, среди ученых. На этом пути искали разрешения многих проблем. В том числе, и проблем семьи и брака. Не был исключением в этом отношении Питирим Александрович Сорокин, выдающийся социолог ХХ столетия.Питирим Александрович Сорокин, русско-американский социолог (1889-.г.), переехал в США осенью . по приглашению американских социологов. Первые годы американского периода деятельности он работал в Университетах штатов Минессота, Иллинойс, Висконсин, с осени . - в Гавардском университете, где возглавил новый социологический факультет Все творчество в США выдающегося социолога XX века рассмотрено в рамках двух периодов: Миннесотского и Гарвардского. В годы миннесотского периода (1923-1930) им было написано две крупные работы «Социология, революций» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). А так же работы «Социокультурная динамика»(1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947), « Причуды и слабости современной социологии» (1956), «Современные социологические теории» (1966).В 1964 году Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации. Последние два десятилетия своей жизни социолог занимается не только научным творчеством, но и практической работой: изучение возможностей альтруистического поведения.Сорокин П.А. начал уделять большое внимание исследованию проблемы семьи еще в тот момент, когда жил в России. По мнению социолога, семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменений. Развитие семьи не тормозится даже в современных ее формах. Изучая происходящие в обществе явления, Сорокин П.А. пришел к выводу, что семья как социально-правовая организация определенного вида переживает серьезный перелом: «старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит наши дни к новой, грядущей семье».Весь этот процесс, по мнению социолога, связан с изменением всей остальной общественной жизни, экономического уклада общества. По мере того как изменяют основы современного общества, изменяется и семья.Сорокин дает понятие о сущности современной семьи. Для него современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников и свойственников. Основанием союза супругов является брак, признанный государством, заключаемый в определённой юридической форме и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные.С религиозной точки зрения брак означал полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач. До некоторого времени, считает социолог, эта связь была достаточно прочной и для огромного большинства — пожизненной. Являясь такой самостоятельной ячейкой, современная семья была объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей она была своего рода независимым хозяйственным целым («домашний очаг»), школой и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежали и обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определенные права и обязанности лежали и на детях. Государство почти не вмешивалось в этот внутренний распорядок семьи. Сравнивая проблемы современной семьи, Сорокин приходит к выводу, что за несколько десятков лет сложившиеся устой семьи изменились и основные связи, скрепляющие эту «ячейку общества» ослаблены со временем. «По мере приближения к нашему времени становятся более слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей, т.е. две основы семьи, которыми исчерпывается ее содержание».Сорокин П.А. в своей работе привел доказательства ослабления связи супругов. Такими доказательствами являются: 1) все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа»; 2) уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законного брака», 3) рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины, 4) рост проституции, 5) падение рождаемости детей, 6) освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений, 7) уничтожение религиозной основы брака и 8) слабая охрана супружеской верности и самого брака государством. Кроме того, доказательством ослабления семьи может служить и признаком ее распада служит факт уменьшения количества рождаемости в браке.Совокупность приведенных фактов, по мнению Сорокина, позволяет судить о том, что современная семья переживает глубокий кризис.Следует согласиться, что дальнейшее существование современной семьи при наличии указанных факторов на самом деле становится весьма трудным. Развитие этих факторов само по себе служит признаком падения современных «устоев» семьи.Сорокин П.А. подвергает критике семьи, не имеющие детей и семьи, которым безразлично иметь или не иметь детей. Семья без детей до какого-то времени было чем-то ненормальным. Иметь детей и быть отцом и матерью для семьи всегда было нормой. Дети в большей степени сплачивали семейный союз, заставляли супругов уважать друг друга, терпеливо относиться друг к другу. Таким образом, дети придавали смысл браку. Однако через некоторое время жизнь внесла свои коррективы в ценностные ориентиры семьи. Вот как описывает происходящее явление Сорокин: «В моду входят бездетные браки, иметь детей считается теперь неудобным и непрактичным по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальн...
Другие файлы:

Социологические концепции Питирима Александровича Сорокина
Жизнь и этапы творческого пути. Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина. Становление теоретических воззрений. Система социологи...

Социологические теории П. Сорокина. Политическая власть: основные функции, формы и уровни
Краткая биография П. Сорокина, его социологические теории и научные концепции. Межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганиче...

Любовь в браке для каждой супружеской пары
Как влюбиться, оставаться влюбленными и вновь возродить любовь. Эта книга о любви и браке: о вашем браке и о любви, которую вы можете испытывать к соб...

Кодекс Законов о браке, семье и опеке (КЗОБСО)
Описание: Кодекс Законов о браке, семье и опеке (КЗОБСО) - принятый в 1926 году. Официальный текст с изменениями на 1 ноября 1946 года и с приложением...

Социологические взгляды Н.Г. Чернышевского
Исследование основных периодов жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского. Анализ концепции разумного эгоизма писателя, построенной на антропологическом...