Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей "группы риска"

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
ВведениеКаждый человек рождается в определенной семье и становясь ее членом, становится и частью общества. В семье осуществляется основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. Влияние семьи имеет большое значение для воспитания духовных и общественных потребностей человека. Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности.Семья является посредником между ребенком и обществом. В случае невыполнения семьей ее функций, страдает как весь внутренний мир ребенка, так и нарушаются его связи с обществом.В условиях современного общества наблюдается кризисное состояние семьи. Безработица, постоянный рост цен ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Общение средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласно статистическим данным с 1992 года наблюдается уменьшение населения. Если в 1995 года прирост населения составил 749, 9 т. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 т. человек. Современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и в питании.За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми в Дворцах Культуры, Домах пионеров. Государство устранилось от помощи семье.Снизилось государственное финансирование женских консультаций, родительных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка.В самом тяжелом положении находятся семьи, где есть несовершеннолетние дети, а также неполные семьи. Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозможность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причина и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Невозможность прожить на одну зарплату заставляет работать всех членов семьи. Особенно в тяжелом положении оказались дети. Их в России 25, 9% населения.В сложившейся ситуации многие семьи нуждаются в оказании помощи специалистов. В связи с этим 1991 году в России была введена профессия – социальный педагог.Социальный педагог – специалист способный оказать помощь и поддержку в преодолении ряда проблем, в том числе и семейных проблем.В своей работе мы хотели бы рассмотреть тему: «работа с семьей, как одно из направлений деятельности семейного социального педагога», ставя перед собой цель – представить деятельность социального педагога в семье.Для этого необходимо реализовать ряд задач:
  • рассмотреть становление семьи как социального института в русской социо – культурной традиции;
  • дать определение понятию семьи и представить ее функции;
  • выявить негативные и позитивные факторы развития семьи;
  • рассмотреть различные типы семей с точки зрения необходимости социально – педагогического вмешательства;
  • рассмотреть систему социально – педагогической поддержки семье и детям;
  • определить роль социального педагога в семье;
  • рассмотреть методы и формы работы семейного социального педагога с семьей «группы риска»;
  • исследовать метод социального диагностирования на практике;
  • проанализировать уровень благополучия в различных семьях.
  • Объектом исследования служит семейное воспитание. Предметом же является деятельность социального педагога в отношении социализации личности ребенка в семье.В работе используются и реализуются следующие методы: изучение литературных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, социальное диагностирование.Глава I. Основные направления и содержание деятельности семейного социального педагога по работе с семьей§1. Значение семьи, как социального института в русскойсоцио - культурной традицииВ жизни каждого человека семья занимает особое место. Стремление к совершенству семьи, рода и племени было свойственно нашим предкам. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла важные оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. Поощрялось стремление брать себе жен из хорошего рода. Таким родом считался род честный, дружный, многочисленный, здоровый. Русские, кроме того, предъявляли еще и дополнительные требования к хорошему роду – трудолюбие, высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, то есть примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так совершенство личности дополнялось совершенством семьи, всего племени. [25] В русской культурной традиции человек без семьи считался обиженным Богом. Иметь семью и детей было также необходимо и естественно, как трудиться. Такие качества как доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Ругань, зависть, своекорыстие считались грехом. Сварливость и неуживчивость рассматривались как наказание судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. [10]Семья – древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» вообще не мог существовать, через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений живших в тесном контакте с «родней», включавшей многочисленных родственников, к нуклеарной «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Таков пройденный путь. [1] Современная семья во многом отличается от семьи в начале века, где муж – «хозяин», «добытчик» обеспечивал жизнедеятельность семьи, а женщина, мать, отвечала за быт и психологическое благополучие семьи.В наше время семья находится на грани кризиса. Разрушительные последствия реформ сказались на моральном климате в обществе. Переход к рыночной системе, хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Наше общество сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, в том числе за пределы государства; ухудшающимся состоянием здоровья населения, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. Социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. Фактором сегодняшней жизни стало насилие в семье. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются подвержены алкогольным и никотиновым пристрастиям. Все эти проблемы приводят к распаду семьи. Каждый третий р...
    Другие файлы:

    Работа социального педагога
    Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального пед...

    Работа социального педагога с семьей
    Проблемы современной российской семьи, пути разрешения кризисных ситуаций и повышение семейного благополучия. Сущность профессиональной деятельности с...

    Работа социального педагога с семьей "группы риска"
    Семья как опосредующее звено передачи ребенку социально-исторического опыта и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. Необходимость оказания се...

    Устранения ошибок семейного воспитания и концепция работы социального педагога
    Основы работы по устранению негативных детско–родительских отношений. Методика работы социального педагога с семьей. Коррекционная работа по исправлен...

    Социально-педагогическая работа с семьей
    Теоретические основы социализации личности и социальная работа с семьей как социальная проблема. Методики социально-педагогической работы с семьей, со...