Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Трудовая терапия как фактор адаптации пожилых людей в социуме

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Министерство образования и науки Российской ФедерацииНОУ ВПО «Омский гуманитарный институт»Социально-гуманитарный факультетКафедра социальной работыДопустить к защитеЗав. Кафедрой_____________________________ 200__ г.Дипломная работаНа тему «Трудовая терапия как фактор адаптации пожилых людей в социуме»Студента Черкасовой Е. Н.Руководитель МельнеченкоОмск 2006СодержаниеГлава 1. Пожилой человек в обществе1.1 Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе1.2 Специфические особенности пожилых людей1.3 Новая модель старости1.4 Отношение к социальным стереотипам старостиГлава 2. Социальная защита пожилых граждан2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей2.2 Роль реабилитационных центров2.3 Технологии работы с пожилыми людьми в ГСУ СО НГЦГлава 1. Пожилой человек в обществе1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществеИстория развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в разное время занимали разное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Американский антрополог и этнограф Л. Морган выделил три основных периода в развитии общества: дикость, варварство и цивилизацию. По его мнению, «все великие эпохи прогресса человечества совпадают более или менее непосредственно с эпохами расширения источников существования». В соответствии с этим он разделил периоды дикости и варварства на три подпериода (низший, средний, высший), отличающееся уровнем развития. Эволюция положения старых людей в обществе происходит не в одном направлении – от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим.В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность составляла менее 20 лет, старые люди не умерили естественной смертью. С. М. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитой сородичей, отомстить за свои обиды. Это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому большие усилия. Именно по этому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Но зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он осуществлял связь между поколениями, так как передавал свои знания молодым людям. Однако когда он становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали.*На Огненной Земле, когда угрожает голод, старух, убивают и поедают раньше, чем принимаются за собак. Туземцы объясняют это тем, что собаки ловят моржей, между тем как старухи не могу делать этого. У некоторых индейцев Северной Америки по крайней мере половина стариков бросается на произвол судьбы в том случае, когда они не могут ходить. Считается это в порядке вещей и оправдывается тем, что лучше умереть, чем влачить бесполезное, полное страданий, старческое существование. Цивилизованные народы не поступают как жители Огненной Земли или другие дикари, они не убивают и не съедают своих стариков, но тем не менее жизнь стариков часто становится очень тяжелой. На них смотрят как на тягостную обузу, потому что не могут быть полезны ни в семье, ни в обществе. Не считая себя в праве избавится от них, все же желают их смерти и удивляются, почему так долго не наступает желанный конец. Итальянцы думают, что у старух семь жизней – бергамаски наделяют их семью душами, еще маленько восьмой, да еще половинкой, литовцы считают старух настолько живучими, что их даже нельзя измолоть мельницей. Эти народные поверья находят отзвук в столь частых убийствах стариков даже в наиболее цивилизованных Европейских странах. Но старики не только рискуют быть убитыми, но часто сами лишают себя жизни.Без средств к существованию или неизлечимо больные, они предпочитают смерть, своей тяжелой жизни. В газетной хронике часто встречаются, случаются самоубийства стариков, утомленные страданиями, они лишают себя жизни, чаще всего по средствам угара.*Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использовать их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старых людей, явилось открытие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые – поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению убийств детей и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий общества: они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились его хранителями.По мнению Ф. Энгельса, историческое значение открытия состоит в том, что оно позволило использовать рыбу в качестве пещи. Благодаря этому пищевому продукту общество стало не зависимым от климата и местности; развитие оседлости и занятие сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции убийства стариков.Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от его современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннею эпоху железа и бронзы на территории современной Греции не более 18 лет.Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем большим уважение, чем проживал лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было не велико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главную роль в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции: в Афинах и Спарте членам ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. Первый законодатель Спарты – Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!». В Древнем Риме высший орган власти получил название «Сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей. В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования – суровый климат, недостаток ресурсов, бедность тираническая патриархальная семья – определили маргинальное положение стариков, превращенных в рабов или обреченных на голодную смерть.В обществах, испытывающих влияние западной культуры и переживших переходный период от традиционных обычаев к христианской этике, признаётся декларативная власть стариков, формир...
Другие файлы:

Ценностные образования личности пожилых людей как фактор социальной адаптации
Подходы к изучению позднего периода жизни, основные проблемы старения. Характеристики понятия и особенности социально-психологической адаптации. Иссле...

Трудовая терапия терапии как метод социально-психологической реабилитации пожилых людей

Социально-психологическая адаптация пожилых людей
Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей. Организация иссл...

Процесс реабилитации пожилых людей
Анализ проблемы адаптации к физическим нагрузкам у нетренированных лиц. Определение степени выраженности гипокинезии пожилых людей в зависимости от ур...

Попечение Русской Православной Церкви о пожилых людях
Психофизические особенности пожилых людей. Социальные и духовные проблемы пожилых людей. Государственная социальная политика в отношении пожилых людей...