Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
СодержаниеВведение2Глава 1. Методологические основы анкетирования респондентов старшей возрастной группы51.1. Сущность, виды, особенности и сфера применения анкетирования в социологических исследованиях5Виды анкетирования111.2. Возраст в социологических исследованиях как основная детерминанта, влияющая на мнения и реакции респондентов121.3. Значение ответов представителей старшей возрастной группы в опросе общественного мнения17Вывод19Глава 2. Особенности проведенного анкетирования202.1. Программа, цель КСИ. Предмет и объект анкетирования202.2. Особенности и сложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы22Заключение26Список литературы29Приложения31ВведениеАнкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии важным является овладение мастерством практической деятельности социолога. Поэтому изучение особенностей анкетирования является своевременным, актуальным исследованием на начальных курсах. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Пути распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать. Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления. Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени. В своей работе мне бы хотелось показать, с какими сложностями сталкивалась наша группа, при проведении анкетного опроса пенсионеров. В процессе дальнейшего освоения профессии это даст возможность понять, как действовать при следующем опросе; как вести себя в тех случаях, когда респондент не хочет отвечать или просто не находит на это времени; каким способом начать с ним разговор; как нужно представиться и насколько правильно донести информацию до пожилого респондента, чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования. Цель курсовой работы: выявить особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы. Задачи курсовой работы: 1) Изучить теоретико-методологическую сущность анкетирования; 2) Изучить особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы; 3) Определить значение возраста, влияющее на мнения и реакцию респондентов. Объектом курсовой работы является метод анкетирования в социологическом исследовании. Предмет курсовой работы: особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы. Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала. Глава 1. Методологические основы анкетирования р...
Другие файлы:

Архитектурное проектирование комплексных центров социального обслуживания людей старшей возрастной группы
Рассматриваются основные принципы формирования жилой среды, раскрывается значение учета потребностей людей старшей возрастной группы при проектировани...

Душепопечительство воцерковленных подростков старшей возрастной группы (16-18 лет) по вопросу взаимоотношения полов
Необходимость душепопечительства подростков по вопросу взаимоотношения полов. Библия о вопросе взаимоотношения полов. Вопросы душепопечительской практ...

Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе
Воспитательное значение, задачи и приемы ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством. Особенности народного промысла. Методика обу...

Система работы с дошкольниками старшей группы по ознакомлению с эмоциональным состоянием грусть и одиночество
Выражение одиночества в работах известных художников и поэтов. Одиночество, не как особенность индивидуальной биографии, а как объективный факт. Демон...

Женский костюм на подкладке для повседневной носки из шерстяной ткани
Разработка технологической последовательности по изготовлению женского демисезонного платья для повседневной носки, для женщин старшей возрастной груп...