Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Личность в системе социальных связей

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙПлан
  • Понятие личности и её структура
  • Процесс социализации
  • Социальные статусы и роли личности
  • Отклоняющееся поведение личности
  • 1. Понятие личности и её структураПроблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.Понятие «индивид» употребляется в значении конкретный человек.Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от другого и как биологического и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Но социолога интересуют не сами по себе эти особенности, а их влияние на общественные процессы.Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект существенных процессов, как выражение общественных отношений. Все это выражается в понятии личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке.Представляется удовлетворительным определение личности, данное российским социологом В. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношении посредством активной деятельности и общения».Исходя из этого определения, можно сформулировать основные принципы анализа личности:1) каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью; личностью не рождаются, личностью становятся;2) личность - конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры;3) вхождение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, которые являются основным путем соединения общества и человека.Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре.Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.Исходная ступень в анализе личности - потребности.В разные времена и в разные периоды жизни человек испытывает самые различные потребности. Можно сказать, что потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский ученый А. Маслоу (1908 - 1970 гг.). Его учение называют иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:1) физиологические и сексуальные потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т.п. Их еще называют витальными, то есть ответственными за сохранение жизни человека;2) экзистенциальные потребности или потребности в безопасности. Они выражают потребности не просто в сохранении жизни, но и в качестве жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и т.д. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п.;3) социальные потребности. Любой человек жаждет дружбы, привязанности, любви, общения, участия в организациях, заботы о других и помощи близких;4) потребности в престиже - в уважении со стороны других, служебном росте, признании и высокой оценке.5) духовные потребности - это стремление к самореализации, самовыражении через творчество.Потребности можно классифицировать как низшие - присущие всем людям в равной мере, и высшие - различающие людей.Так, образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве, в стремлении сделать карьеру.Высшие потребности вносят больший вклад в формировании личности, нежели низшие. Можно сказать так: там, где начинаются высшие потребности, там, собственно, начинается личность.С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Потребности движут человеком, а он формирует их содержание.Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодёжь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей представляют однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания и как следствие – более затяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам.Подавление потребностей любого уровня деформирует личность.Человек с подавленными потребностями в безопасности общения самореализации неполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, в стремлении избежать ответственности. Неполноценный индивид вырастает в силу социальных условий, например, жизни в авторитарном обществе, в пребывании в тюрьме и т.п.Интерес - это осознанная потребность личности.Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.Ценности - это то, в чем человек нуждается и чего у него нет, то что, в избытке мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим.Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила – основные ценности экономики любого общества. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями.Социальные ценности – это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.Если потребность и интерес – побудительная сила, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.Ценности бывают самыми раз...
    Другие файлы:

    Социология личности
    Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы законом...

    Современные теории общества. Личность в системе социальных связей
    Фундаментальный вопрос, изучаемый современной социологией можно сформулировать так: "что такое общество и как оно возможно?". Попытка осмыслить наибол...

    Социализация. Основные этапы. Теории социализации
    Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической нау...

    Межгрупповые конфликты и способы управления конфликтами
    Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс...

    Функционирование нервных связей в зрительной системе
    Необходимые условия для поддержания функционирования нервных связей в зрительной системе. Бинокулярная депривация и роль конкуренции. Основные эффекты...