Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Культурология как наука. Сущность, структура и функции культуры

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
ВведениеВ настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.Учреждения системы образования во всем мире все больше становятся трансляторами широкой гуманитарной культуры, а не узкоспециального знания, передавая своим учащимся как важнейшие навыки физического и умственного труда, так и все многообразие деятельности и общения, характерные для современной цивилизации.Плодотворное вхождение в современный мир возможно только тогда, когда человек усваивает знания, в которых сконцентрированы все выдающиеся достижения человечества, когда обеспечивается преемственность поколений. Такой подход предполагает разностороннее преподавание гуманитарных наук, т.е. наук, имеющих отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию.1. Цель и задачи курсаВ настоящее время в высших учебных заведениях России изучается целый цикл гуманитарных наук, включающий в себя: историю Отечества, философию, экономическую теорию, политологию, социологию и культурологию. Необходимость введения курса культурологии обусловлена жизнью.Сегодня задачи культурологии вместе с другими социогуманитарными науками заключаются в:- формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;- развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;- привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, поиска новых путей развития, стремление к коренной трансформации общего типа цивилизации, веками складывавшейся в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозного), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общем кризисе художественной культуры, утрате ею понимания социального заказа на художественной отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.В определенной мере растерянность охватила и науку гуманитарно-обществоведческого профиля, лишившуюся жесткого каркаса одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.В условиях коренной ломки российского общества, переоценки ценностей обнаружилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к этической дезориентации, ощущению распада привычных ценностных норм и самого социального смысла коллективного бытия общества. Образовавшийся вакуум стали заполнять различные псевдонаучные и около религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить образующуюся пустоту, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.Современное школьное образование не дает целостного представления о культуре. Так, например, в курсах всемирной и российской истории вопросы культуры теряются в массе социально-экономического и политического материала, не находят достаточного отражения проблемы взаимовлияния культур различных народов, их преемственности. Такой же отрывочный характер носит освещение вопросов культуры и ври изучении других гуманитарных и естественных дисциплин в школе. Цели изучения культурологии:- формирование навыков грамотного использования культурного наследия;- воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через него и общества в целом;- утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;- воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство. Задачи курса культурологии:1. дать представление об основных культурологических школах, направлениях и теориях ;2. раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;3. изучить историю культуры России, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.2. Сущность, структура и функции культуры.Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что культурология это наука о культуре.Что же такое культура? В переводе с латинского это слово означает возделывание, обрабатывание, воспитание. Современное понимание его несколько иное. В настоящее время слово «культура» употребляется в нескольких значениях.Сохраняется первоначальный смысл - возделывание, разведение какого-либо растения или животного. (Например, культура льна, культура шелкопряда).Разводимое растение или бактерии, выращенные в лаборатории. (Например, культура микроорганизмов).Слово «культура» может означать то же, что и культурность или степень культуры, уровень развития. (Например, человек высокой культуры)Под культурой может пониматься усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. (Например, культу...
Другие файлы:

Сущность, структура и основные функции культуры
Определение и философские подходы к пониманию культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Познавательная, информативная, коммуникативная и...

Культурология.
М.: ЕАОИ, 2008 — 240 с. В учебном пособии рассматривается сущность и специфика культуры как объекта философско-культурологического анализа, ее...

Культурология
«Культурология» - учебное пособие, в котором освещаются проблемы теории и истории культуры: различные подходы к определению сущности и содержания куль...

Вопросы по культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЯ( группы дневного обучения )Ориентировочный список вопросов к зачету1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культу-ре. Акт...

Смысл и содержание понятия "культура"
Культурология как наука. "Классическая модель" культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма. Сущно...