Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Тенденции политического развития

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Тенденции политического развития и современная демократия.Что такое демократия? Большинство наших соотечественникови современников над этим, пожалуй, не задумывается, считая,что "и так все ясно". Однако многие не в состоянии, как пока-зывают результаты многочисленных опросов, дать достаточноясный и осмысленный ответ на этот вопрос. Суждения высказыва-ются наивные, причудливые и удивительные. Так, в газете "Аргу-менты и факты" (#8, 1988) приводятся следующие ответы: "гово-рить то, что думаешь"(31%), свобода выбора (13,2%), равенстволюдей независимо от постов (8,7%), справедливые отношения меж-ду людьми (7%), "когда наверху слушают, что говорят вни-зу"(6,1%), власть народа (5%) и т.п. Сходные данные привели"Московские новости" (#4, 1992): "когда люди объединяются ипомогают друг другу", "возможность делать то, что тебе нра-вится" и т.п.Дело не на много облегчается, когда обращаешься к книгами политологическим авторитетам. Наличие множества толкованийдемократии признает и пытается свести к четырем "значениям"В.П.Пугачев ("Основы политологии", М.,1992). Шесть определенийдемократии дает Юзеф Бохеньский ("Сто суеверий", М.,1993). Этодостаточно обобщенные понимания демократии. Фактически жетрактовок демократии не один десяток. Существенные различияобнаруживаются даже в том случае, когда демократия рассматри-вается непредвзято и под одним каким-то определенным угломзрения, например, как система "правления народа". ПредпринятоеДэвидом Хелдом ('Models of Democracy', Oxf., 1987) обобщениеподобных аналитических трактовок "правления народа" дало де-вять базовых моделей, некоторые из которых образуют качествен-но различные версии.Все эти факты и обстоятельства мало кого могут утешить. Вконечном счете большинство людей вовсе не интересует, кто икак трактует понятие демократии. Люди, как правило, хотятзнать, что же представляет из себя демократия "на самом деле".Как ответить на этот вопрос? Как рассмотреть одновременно раз-ные модели "правления народа" и соответствующие политическиережимы, различные типы политических систем и культур, способымировосприятия и организации политической жизни? Решение, по-жалуй, может быть следуюшим: хотя бы в самых общих чертахпосмотреть, что же было демократией для народов разных времени стран.Чтобы выяснить, чем же является демократия сегодня, при-ходится начинать с времен, когда еще не существовало ни малей-шего понятия не только о демократии, но и о политики, хотя за-чатки и того проявились уже вполне четко и явственно. На древ-нейшем этапе развития человечества прообразом власти народастала власть рода или родовая (непосредственная, военная) де-мократия. Политические системы и процессы эпохи архаики тяго-теют к закрытости, предзаданности, для них типична полити-ческая культура образца. Идеал этих политических систем - ав-тократия (самодержавие) с господством единого и гомогенного(тоталитоидного) этоса. Они вырастают прямо из родовой демок-ратии и достаточно органично трансформируются в деспотию. Ав-тократия по существу и есть неразделенность непостредственнойродовой демократии и деспотии.Соединение родов на основе принципа синойкизма (сожития)и пререрастание деспотий, а также союзов полисов в империизнаменует преход к следуюшей политической эпохе, которую обыч-но именуют промежуточной (имеется в виду ее положение междуархаикой и современностью). Здесь уже в условиях эллинскогополиса возникает само понятие демократии. Это не означает, ко-нечно, что вне античного полиса никакой демократии не было.Родовая демократия предыдущей эпохи трансформировалась в связис общим характером политической организации новой эпохи.Свойственные ей политические системы и процессы характеризу-ются открытостью. Они тяготеют к выдвижению универсальных це-лей, нередко эсхатологических, толкающих их к экспансии, красшиненю своей гегемонии. Правление рода распространяется начужую, "варварскую" среду и начинает принимать черты полити-ческого режима, подкрепленного законом, равно обязательногодля всех свогбодных граждан. От непосредственной демократииосуществляется переход к различным формам опосредованногоправления.На протяжении всей переходной эпохи происходит дифферен-циация, усложнение политических систем. От перезревших, раз-бухших деспотий осуществляется переход к протоимпериям, держа-щимся силой вооруженной руки. Начинает вырисовываться прост-ранство горизонтальной империи, вчинения политического режимаиз властного центра. Это пространство постепенно заполняетсякоммуникационными цепями, а затем и сетями. Возникает бюрокра-тия, регулярный и упорядоченный сбор налогов, архивы, письмен-ная кодификация законов и установлений, судопроизводство и т.п.Ключевым моментом дифференциации различных субсистем ста-новится разделение сакрального и мирского порядков. На этойоснове институционализируется религия, возникают храмовые ижреческие организации, наконец, мощные централизованные рели-гиозные культы империй. Первоначально имперские культы эклек-тичны, затем они консолидируются. Империя укрепляется за счетдополнения своей горизонтальной составляюшей еще и вертикаль-ной опоры. Наконец возникают вертикально-горизонтальные импе-рии или теократии. Однако это происходит уже в постантичныйпериод, после того, как политическая культура промежуточнойэпохи была существенно обогащена в т.н. "питомниках" - в эл-линском полисе и в ветхозаветном Израиле.Античная Эллада дала Европе, а тем самым и миру формали-зацию гражданских (полисных) отношений и субъекта этих отноше-ний - гражданина (политеса). Обретение индивидуумом самостоя-тельных политических ролей происходит так или иначе, в болееили менее отчетливых формах фактически повсеместно на протяже-нии промежуточной эпохи. Очевидным и закономерным этапом им-перского развития, экспансии становится эмансипация полити-ческой личности - хотя бы через образование вольного погра-ничья, разбойничью или пиратскую вольницу. Не столь резко, нозато более основательно становление политической личности про-является в рамках полиса. Отчасти это можно отметить уже наДревнем Востоке от Шумера до Финикии. Однако именно в Грецииполучили вполне последовательное и достаточно рациональное вы-ражение взаимообратимые права и обязанности гражданина, сфор-мировалось и облеклось в юридическую форму понятие граж-данства, углубленное и классически разработанное в римскомправе.Развития политическая жизнь позволила эллинским мыслите-лям отчетливо определить ряд идеальных типов политическогоустройства. Отталкивались они при этом от факта изменчивости иустойчисти политической орнанизации полиса. Платон в "Политее"намечает ступени деградации идеального полиса - тимократия(власть чести или цензовая демократия), олигархия, демократия,тирания. Затем в "Политике" Платон вводит две триады - благо-получных или, как бы сказали современные политологи функцио-нальных способов правления (монархия, аристократия, демократиязаконная)...
Другие файлы:

Роль политического лидера в системе политического менеджмента
Возрастание интереса к политическому менеджменту. Имиджмейкинг, создание образа государственного, политического деятеля, привлекательного для масс. Ра...

Тенденции политического развития и современная демократия
Тенденции политического развития и современная демократия.Что такое демократия? Большинство наших соотечественникови современников над этим, пожалуй,...

Тенденции политического развития и современная демократия
Тенденции политического развития и современная демократия.Что такое демократия? Большинство наших соотечественникови современников над этим, пожалуй,...

Монархия в России в ХХ в.: причины гибели
Особенности и направления, тенденции экономического и политического развития России в начале XX в., оценка места государства на международной арене. У...

Некоторые тенденции развития массового политического сознания на современном этапе