Молодежь на рынке труда
ОглавлениеОглавление2Введение3Социологические проблемы рыночной экономики5Экономическое сознание5Экономическое поведение6Условия адаптации к рыночным отношениям7Молодежь и безработица10Понятие и виды безработицы10Уровень и структура безработицы13Дискриминация на рынке труда.15Социальные последствия безработицы17Решение проблемы занятости молодежи21Меры, направленные на снижение уровня безработицы21Правовое регулирование молодежной политики22Работа комитета по делам молодежи23Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости24Заключение25Список литературы28ВведениеВ своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости, на примере российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности. В данной работе я проанализирую тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.1 На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате.1 Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности. По классификации МОТ, которая приведена в статье Л.А. Гордона и Э.В. Клопова «Социальная эффективность и структура безработицы в России»1, все население Российской Федерации можно разделить на две группы:1. Экономически активное населениеДанная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:Занятые (Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; самостоятельно обеспечивают себя работой) Безработные (Не имеют работу, т.е. доходного занятия; занимаются поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.; готовы приступить к работе)2. Экономически неактивное населениеДанная группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы:Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведенияЛица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидностиЛица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьмиОтчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поискДругие лица, у которых нет необходимости работатьГраницы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:Незанятые, но ищущие рабочее местоЗанятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее местоЗанятые, но рискующие потерять рабочее местоВышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.Социологические проблемы рыночной экономикиЗадача социологии в связи с преобразованием экономики в нашей стране состоит в изучении особенностей экономического сознания как тех, кто находится у власти, так и широких слоев населения, в выявлении факторов, влияющих на экономическое сознание, его стереотипы, в составлении прогнозов его изменения, в классификации различных типов экономического сознания. Проблемы экономического сознания и поведения рассмотрены в главе учебника «Социология молодежи», посвященной теме молодежи в сфере труда и занятости1, именно их я хочу привести в следующих пунктах своей работы об экономическом сознании и поведении:Экономическое сознание Экономическое сознание интересует социолога как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно будучи опосредованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятельности то...